Atway 31 янв 2011, 17:47
(1909-1937 гг.) он написал немало стихов, расскозов и повесть «Кизил Туг нишани».
Исмаил Саттаров (1916-1944 гг.) известен как автор десятков стихотворений, а также поэм «Хур баг кизи», «Корган», пьесы «Герип и Санам». И.Саттаров был большим мастером любовной лирике. Он воспевал любовь новых людей – строителей социализма, всем сердцем и разумом охвативших богатство и величие идей, с которыми пришла социалистическая новь. Пора творческого возмужания поэта пришлась на годы Великой Отечественной Войны и свои лучшие стихи И.Саттаров посвятил героической Советской Армии, партии и народу.
Возрожденная вновь древняя литература по содержанию отличалась от классической. Сохранив ее лучшие традиции, она в то же время отошла от традиционного воспевания розы и соловья, описания страданий безответной любви, сетования на судьбу и прочее. В литературе данного периода утвердились реалистические принципы вместе с новыми жанрово-стилевыми формами.
В годы войны из-за репрессий конца 30-х гг. В уйгурской литературе не было создано сколь-нибудь значимого произведения. Лишь на страницах районных газет печатались стихи и публистические статьи И.Хасанова, А.Акбарова, Х.Турди, М.Матбакиева, посвященные родине, героизму советских людей на фронте и в тылу. В этот период уже известные читателям писатели И.Саттаров и К.Хасанов создали ряд произведений, сыгравших большую роль в дальнейшем развитии литературы. Это стихи И.Саттарова «Казахстан», «Поле», «Гора», «Моя армия», «С поля боя», «Близок тот день», «Мы победим», поэма К.Хасанова «Кенже».
В 50-е гг. Литература в центре внимания вновь зарождавшейся культуры уйгуров Казахстана – она испытывает «второе рождение». Затишье, наступившее после массовых репрессий и войны, была прервано изменениями в политике государства, а также притоком свежих творческих сил из СУАР КНР, начиная с сер. 50-х гг. Большую роль в развитии литературы сыграла литературная критика, носившия в 30-е гг. Больше «цензурный» нежели литературоведческий характер.
В после военный период в литературу пришли талантливые поэт Илия Бахтия, прозаики Хизмет Абдуллин, Масимжан Зулпикаров, хорошо владеющий техникой стиха Хелил Хамраев, тонкий лирик Изим Бахниязов, детские писатели Патигуль Сабитова, Зиядин Кахаров.
В эти годы уйгурские писатели смело обращаются к сложнейшим жанрам как роман, повесть, добиваются благотворных результатов в развитии поэзии и драматургии. Их произведения свидетельствуют о возросшем мастерстве авторов в художественном изображении действительности.
Хизмет Абдуллин начал печататься в 50-е гг. Повести «Гулистан», «Минареты молчат», романы «Под небом Турфана», «Судьба», позже исторический роман «Огненный обруч» выдвинули Х.Абдуллина в один ряд с известными писателями Казахстана, активно пропагандировавшими дружбу казахского и уйгурского народов.
Плодотворно работал в жанре просы Джамалдин Босаков, автор романов «Водоворот», «Учитель», повести «Народный певец», многих рассказов.
Многогранно творчество поэтов И.Бахтии, И.Изимова, Х.Хамраева, И.Бахниязова, Учкуна и др.
И.Бахтия (Илья Молотов) начал публиковаться с сер. 50-х гг. Первый сборник стихов поэта «Досларга сога» («Подарок друзьям») вышел в 1956 г. Затем в 1958 г. Выходит сборник «Мечта», в 1961 г. – «Родник», в 1963 г. – «Джигит Тянь-Шаня», в 1966 г. – «Тянь-Шаньские стихи», в 1969 г. – «Цветок и колючка», в 1978 г. – «Илийская долина», в 1981 г. – «Жизнь так проходит». Большинство произведений поэта переведены на казахский и русский языки.
И.Бахтия - также автор нескольких поэтических сборников для детей, отличающихся глубоким чутьем психологических особенностей детей.
Один из талантливейших поэтов уйгурской литературы – Хелил Хамраев. Его поэзию отличает высокий патриотизм, оптимистическое мироощущение, музыкальность. Не случайно большинство лирических стихотворений поэта переложены на музыку. Его поэмы «Гулямхан», «Дочь солнца», «Декханини», «Подвиг» отображают разные периоды истории народа, побуждают читателей к нравственному самосовершенствованию, дают эстетическое наслаждение.
Среди писателей, обретших вторую родину