На смену авторитарным режимам часто приходят хорошо организованные группы расхитителей, использующие политику как наиболее эффективную форму бизнеса. Прошедший в Кыргызстане референдум проявил истинные намерения новоявленных руководителей страны и пределы возможностей как соседей, так и мирового сообщества.
Хочется «мировое сообщество» взять в кавычки, и вот почему: никакого участия в спасении людей от истребления никто предпринять даже не пытался, осудить правительство, как минимум причастное к этническим чисткам, никто не осмелился, после успешной пиар-акции под названием «референдум» все вздохнули свободно и стали друг друга поздравлять. Теперь можно выпить и закусить. Есть повод: «Кыргызстан строит первую в Центральной Азии парламентскую республику». При этом ещё не пересчитали всех убитых, тысячи раненых в погромах остаются без элементарной медицинской помощи, тысячи сожжённых домов ещё дымятся, сотни тысяч граждан страны являются беженцами в собственной стране. Помощь, направляемая со всего мира беженцам, до них не доходит и разворовывается. На инакомыслящих оказывается беспрецедентное давление. С экрана телевизора льётся потоком гнуснейшая циничная пропаганда. И всё получается, «пипл хавает». Невольно вспоминается беспомощность Лиги наций и примирительные речи евролибералов перед событиями, перевернувшими весь мир в ХХ веке. Уже и век другой, а сценарии всё те же. Как же умные и порядочные люди могут так наивно заблуждаться и с удовольствием обманываться? Ведь суть референдум-шоу лежит на поверхности.
Новая власть, традиционно начавшая своё триумфальное шествие с апрельских погромов в Бишкеке и массовых экспроприаций, остро нуждалась в легитимизации. Это единственный пункт программы, где реальные задачи пересеклись с декларируемыми. Легитимизация временного правительства и президента переходного периода параллельно и по умолчанию легитимизирует результаты их деятельности с 6 апреля по сегодняшний день. Погромы и гнусные этнические чистки потребовались не только чтобы канализировать звериные страсти населения, деградировавшего до уровня животных, но и чтобы «прикрыть» собственную увлекательную деятельность по переделу чужой собственности. Попытки найти виновников событий за рубежом, свалить ответственность на некий «криминалитет» — обычный приём тех, кто рвётся к власти и обогащению любой ценой. Сегодняшние обитатели Белого дома — вчерашние соратники Бакиева, не будем это забывать. Когда-то они вытолкнули в первый ряд Бакиева и Кулова как фигуры компромиссные, слабые, а значит, управляемые. С Бакиевым промашка вышла. Оказалось, что в тихом омуте водятся весьма конкретные черти и их родственники. Сегодня такой «удобной» фигурой является Отунбаева: слаба, недальновидна, управляема и может получить гарантированно поддержку половины страны хотя бы по половому признаку, если других политических достоинств нет.
Получение мандата на правление до декабря 2011 года определило временной коридор, в котором можно заниматься обогащением. Ведь впереди и торг с американцами за продление их пребывания на базе «Манас», и торг с русскими вокруг выделения финансирования на продолжение строительства Камбаратинской ГЭС, и торговля авиационным керосином, и делёж помощи от западных «полезных идиотов». Есть где разгуляться, есть за что побороться в маленькой и нищей стране. Что будет в 2011-м, да и в 2012-м, никто сейчас и не думает.
Зачем же понадобилось выносить на референдум проект Конституции? Ведь не было надобности принимать новую Конституцию в такой спешке: какая-никакая Конституция есть, а проблемы страны исходят точно не от её несовершенства. Зачем потребовалось столь скоропалительно и келейно принимать решение о переходе от президентской республики к парламентской?
Ответ прост: трескотня об ограничении единоличной власти президента и передаче полномочий в парламент должна создать видимость демократических перемен, не предусматривая обязательств по реальной демократизации общества. Можно мягко сдвинуть фокус с реальных проблем сегодняшнего дня на задачи отдалённого будущего.