Этноним каракошунлук происходит от названия области Кара-Кошун, которая раньше называлась Кара-Курчин [88]. Термин курчин в составе последнего топонима соответствует термину урчин//орчин//hурчин, о котором Бабур писал: "... маленькие области, подчиненные столице какой-нибудь большой области, называются... в Андиджане, Кашгаре и между ними - орчин..." [89]. Среди должностных званий в Могулии известно "Нурчанбеги", которое современным уйгурам уже непонятно [90]. В сводной "Таблице должностей и чинов в Восточном Туркестане", составленной Л.И. Думаном, приводится орчин бек "орцинь бокэ" со значением "десятский" [91]. Курчин, конечно, фонетический вариант слова Нурчин. Именно в последней форме это слово употреблялось в Восточном Туркестане. Выйдя из употребления, оно было заменено более попятным кошун. Употребление звука к, вместо h свидетельствует, по мнению Э.Р. Тенишева, о промежуточном положении, занимаемом лобнорским языком между киргизским, алтайским и казахским. Слово Нурчин долее всего употреблялось именно в официальной терминологии могулов.
Изложенное выше позволяет сделать заключение, что сегодняшние лобнорцы - это потомки могулов, о чем они помнят и сами. С другой стороны, разнобой в показаниях лобнорцев об их предках, по-видимому, объясняется тем, что могулы давно уже исчезли как этнический коллектив. Известные лобнорцам монголы - это ойраты, которых они называют калмак. Однако сами лобнорцы - не монголы и по некоторым лингвистическим и этнографическим признакам стоят близко к киргизам и казахам, почему и их также называют в числе своих предков. Трудно сказать, принимали ли перечисленные народы участие в сложении лобнорцев. Скорее всего правильные воспоминания лобнорцев переплелись с их гипотетическими построениями о собственном происхождении, вызванными к жизни попыткой установить генетическую связь с реально существующими народами.
Нам представляется, что лобнорцы - это прямые потомки могулов, которые в условиях изоляции сумели сохранить свой язык и некоторые этнографические особенности. Как известно, Мухаммад Хайдар сообщал, что в районах Кашгара и Турфана сохранилось в его время около 30 000 могулов, которые сберегли в чистоте особенности могульского быта. Возможно, что лобнорцы - потомки этих могулов.