Узбекская нация сложившийся феномен в истории народов ЦА.
Но, вопрос зарождения Узбеков как нации, его процесс этногенеза до сих пор рождают жаркие дискуссии, как среди узбекских историков, так и в целом тюркологов.
Интересно, что в известном "Шайбони-наме" Шейбани хан говорит ""Чигатой эл мени узбек демасун.. "(пусть чагатаи не называют меня узбеком), это получается что Шейбанихан пришел с одним народом(узбеки), а куда он пришел там населял другой народ(чагатайско-тюркский).
Узбеки Шейбани хана будучи выходцами из Дешт-Кипчака(улуса Джучи хана) пришли в земли где преимущественно населяли Тюрки Чагатайского улуса, разговаривавшим на карлукских диалектах Тюркского языка.
Но, в процентном соотношении люди, которые пришли вместе Шейбани ханом были в меньшинстве и растворились среди карлукских тюрков, приняв за основу их язык и культуру. Ведь и современный узбекский язык входит в карлукскую группу(как и уйгурский), но при этом те Узбеки Шейбани хана были из Дешт-Кипчакских племен(родственным современным казахам, которые то же в основе были носителями кочевой культуры).
Историк Якубовский в связи с этим предлагал например " покончить с этимолого – исторической связью понятия "узбек" с дашткипчакскими корнями и тем самым признать утверждение, что узбекский народ в своей основе сформировался еще до нашествия Шейбанидов в Среднюю Азию."
Другие говорят о том что началом современной узбекской нации можно считать лишь начало 20-го века..
поскольку, до 20-го века "узбеки.. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых - жителей городов и земледельческих селений и скотоводов - кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые - в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены."
так какой исторический промежуток можно считать началом образования Узбекской нации, самого многочисленного среди народов ЦА?..