Вадим Невский 18 фев 2012, 13:57
О б ы ч а и и т р а д и ц и и У Й Г У Р О В
Современные обряды и обычаи уйгуров своеобразны и интересны и во многом сохраняют свои традиционные элементы. Это обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, бракосочетанием, погребальные обряды.
1. Свадьба.
Свадьба является наиболее ярким торжеством, которое наряду с частным имеет и социальный характер, т.к. брак не только самое важное событие в жизни человека, но и означает рождение новой семьи в обществе.
Свадебную обрядность условно можно разделить на три этапа – досвадебный, свадебный и послесвадебный.
Свадьбе, как правило, предшествует сватовство. Сватовство совершается после обоюдного решения молодых вступить в брак. В качестве сватов идут отец жениха и несколько человек из числа уважаемых лиц и старших родственников, тех кому трудно отказать.
Прибыв в дом невесты, сваты сообщают о цели своего визита. Обычно, родители соглашаются не сразу. После уговоров, а иногда, и в следующее посещение сваты приходят к согласию, причем обязательным условием является необходимость получения одобрения брака со стороны близких родственников невесты. Чаще всего, это носит формальный характер, своего рода, дань уважения родственникам.
Большому «тою» предшествует «татлык чай» (иногда «макул чейи», «тазым чейи», «кичик чай»), на котором преподносят подарки родителям невесты за полученное согласие, обговаривают условия «тоя», и что является особо важным, назначают «селик».
«Селик» - это подарки для невесты, ее родителей и родственников, сюда входит и «анилик» - подарки жениха матери невесты, как благодарность за материнские заботы. «Возможно селик сменил калым, существование которого в древности засвидетельствовано в китайских летописях...»24.
Помимо подарков, в «селик» входят также все расходы, связанные со свадебным угощением в доме родителей невесты. Количество и качество размеров «селика» всегда были разными и определялись материальными возможностями жениха.
В настоящее время большую роль в социальной жизни уйгурской общины играет «жигит беши». Это своего рода выборная должность, на которую сходом общины назначается уважаемый человек, в совершенстве знающий все обряды и обычаи, обладающий организаторскими способностями.
Во многих общинах в присутствии сватов «жигит беши» оглашает установленные сходом размеры «селика», и может, в зависимости от обстоятельств, разрешить спорные моменты в пользу жениха и невесты.
Ныне иногда встречается форма брака путем умыкания невесты «кыз апкечиш». Это явление связанно с несогласием родителей невесты на брак. Но как часто бывает в жизни, родители вскоре приходят к соглашению и проводят свадьбу.
Свадьба продолжается три дня. За день до свадьбы сторона жениха доставляет продукты для проведения тоя в дом невесты – «мал-гуруч». В этом день вместе с продуктами привозят молодого бычка, на рога которому повязывают белый платок, такой какой должен быть у невесты в день свадьбы.
Днем родственники жениха знакомятся с домом невесты, сдают привезенные продукты. В дом жениха и невесты приглашаются близкие родственники и друзья для нарезания моркови для плова – «савзя калям». Вечером проводится застолье, знакомство родственников обеих сторон – «таг мэлиси». Характерная особенность этого застолья заключается в том, что сначала родственники невесты накрывают стол для новых родственников, затем права хозяев берут на себя родственники жениха и ухаживают за стороной невесты.
Накануне свадьбы подружка невесты с матерью идут к родителям молодой с двумя подносами сладостей и с их разрешения уводят невесту к себе домой. Здесь в день свадьбы проводится девичник – «киз мэлиси». Жених также уходит в дом друга, где празднует с друзьями начало свадьбы.
Утром в день свадьбы принимают гостей, сначала мужчин, потом женщин. Свадьбе сопутствует веселье, музыка, танцы, обильные угощения.