samid 14 фев 2011, 14:55
Понятие « Құт » одно из древнейших в категориально-понятийном аппарате кочевников, известное еще со времен древнего Турана. Как и всякая категория понятие « Құт » весьма емко и многозначно. Но вкратце его можно расшифровать так: «некая божественного происхождения, имеющая цикличность сила, дарующая благо; некая вихреобразная субстанция, дарующая удачу по жизни и власть над людьми (харизма); божественная энергия, мощь жизненного роста, который осуществляется по диалектической спирали, т.е. через преодоление». Графически « Құт » изображается в виде экспоненциальной спирали. На древнеиранском языке в «Авесте» это понятие именуется «Хварно» (отсюда – хар’изма), в позднеперсидской транскрипции – «Ферн». В согдийском и староузбекском (чагатайском) – «Фарр». В языках славянского корня – « Ғарно » , «Брно». В языках германского корня это понятие звучит также, как и в тюркских – « Gut » (немецкий, голландский, датский и др.), либо « Good » (английский), означая «благо». Понятие же «мощь» (сила, энергия, власть) в процессе развития лексического аппарата выделилось в отдельное слово « power », аналог « пәрмен » (тюрк.), для чего было произведено заимствование иранского «ферна» («хварно»). В немецком языке это приобрело вполне определенный оттенок «вождизма» - « Fuhr » - в силу ассоциированности понятий «власть» - «управлять» - «вождь». Позднее, в готскую эпоху (период христианизации), «Кут» («Гут») синонимизировалось с понятием «Бог» - « Got », « Gott », « God » (ср. « gottlich » (нем.) и « құтлық » (тюрк.) ) . В языках же тюркского/алтайского корня Бог именовался «Тәңір» еще со времен древних шумеров (по-шумерски «Бог» - «Дингир»). Этнонимическая традиция использовать в самоназвании рода, племени, союза племен категорию «Құт» уходит корнями к истокам кочевой арийской цивилизации древнего Турана. «Іс-құт» - именно так называли себя первые кочевники Великой Степи ( Is - Kyth , Скифы ). Традицию эту продолжило «дочернее» от скифов племя «Мас-құт» ( Mass - i - kyth , массагет). Изначально имевшее статус категории в ностратических языках, понятие «іс» (суть, сущность, как нечто имманентное, внутренне присущее) со временем превратилось в формальный артикль в языках германского корня ( das , the ), глагол «есть», «быть» ( ist , is ), или общие предлоги, означающие «это», «этот» ( es – нем., this – англ.); формальную частицу (окончание – is , - us ), в силу диалектического закона формализации. В тюркских языках слово «іс» в ряде случае также формализовалось в приставки и окончания, потеряв содержательный смысл; в других случаях оно послужило новому словообразованию, точнее, конкретизации содержания, семантики при сохранении либо незначительном изменении синтаксиса (ср. Іс- дело, Іш – нутро, ішу – потреблять внутрь, пить или есть). По этой причине, в древних источниках те же племена «іс-құт» упоминаются без приставки – артикля «іс» - просто «құт» ( Kyth , Gyth , Гет, Хетт). Так же себя именовали и их потомки – Готы ( Guth , Guth ’ an ( мно.ч. ) ).