Кто такие Каракалпаки?

Общение представителей 5-ти стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + Афганистана.

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 17 июл 2011, 07:25

Ссылка там же, древние рода башкиров:

Этноним Муйтен имеется только у башкир и каракалпаков. Совпадение этнонимов, а также предания о переселении предков усерган-муйтенов из Приаралья и Сырдарьи свидетельствуют о том, что муйтены участвовали в формировании как башкирского, так и каракалпакского народов.
Есть мнение, что усерганы, как и бурзяне, тунгауры, после переселения на Южный Урал в начале жили на юго-западе современного Башкортостана. В связи с усилением натиска монголов в XIII в. усерганы уходили с юго-западного Приуралья в предгорья Южного Урала и окончательно обосновались на территории современного расселения. Судя по шежере, в XVI-XVII в.в. царскими грамотами за усерганами были закреплены их земли. Этническая история усерганов в XVI-XVII веках происходила во взаимодействии с южными и восточными соседями. Усерганы жили в непосредственном соседстве с казахами Кичи /Малого/ Жуза. В составе усерганов известны несколко родовых подразделений /Мамбет/. Их генеалогии восходят к казахскому племени аргын. Усерганы родовых подразделений аргын считают себя по происхождению казахами. Они остались среди башкир в XVII веке и обашкирились. В XVIII-XIX веках происходит постепенное исчезновение этнографических связей с Азией и активизируются контакты с тюркскими и финскими народами Поволжья и Приуралья.
По шежере можно составить генеалогическую таблицу усерганов, начиная с Муйтена до конца XIX века. Она была следующей: Муйтен - Усерган - Шигали - Бэзэк бий - Джурек бий - Урал бий - Кара-Буга бий - Карагач бий - Сарыбаш бий - Байгужа - Казаксал - Каръяу - Тугмат тархан - Тукумбет - Ишбирде - Кутлы-Кадам - Тэбэсек - Джумакай - Кужанак /было восемь сыновей Акбулат, Исхак, Исмагил, Кадыр, Хузур, Габдулла, Мэдхи, Кинзябулат, Хисаметдин/, у Кадыра было шестеро сыновей Габдельгафар, Сагади, Шарафетдин, Рустем, Абдельгата и Муллагул. Сыновья и внуки Кужанака почти все были офицерами. Судя по таблице, Сарыбаш был последним бием. Следовательно, при нем усерганы присоединилсь к Русскому государству, так как вместо бия царское правительство знатным людям жаловало звание князя, мурзы, старшины и т. д. Обращает на себя внимание, что сын Каръяу Тугмат был тарханом. В связи с этим следует отметить, что в Башкортостане выделялись две группы тарханов: наследственные и личные. Тарханное звание присваивалось за особые заслуги, особенно военные, перед государством. Наследственные передавались по наследству /сыновья тархана автоматически становились тарханами/, а личные по наследству не передавались. Тугмат был личным тарханом, так как, как показывает таблица, его сын Тукумбет не был тарханом.
О численности усерганов судить трудно. В источниках сведения очень разбросаны и фрагментарны. Отметим только, что, по данным Д.Н.Соколова, в конце XIX века в усерганских волостях проживало 42 тыс. башкир. /Д.Н.Соколов. О башкирских тамгах // Труды Оренбургской ученой архивной комисси. Вып. XIII. Оренбург, 1904/.

Там же:
Никаких общих корней у нас с венграми не было и нет. Есть угорский субстрат. Но это не одно и тоже. Башкорты когда переселились в 9 веке с Арала и Сырдарьи на Урал и Приуралье всех отсюда прогнали, вытеснили, включили или подчинили себе. А подчиняли раньше только одним способом, всех мужчин выше колеса, отрубали голову, сегодня звучит жестоко конечно, но тогда времена были такие жестокие, а на девушках и молодых женщинах женились. Вот это называлась раньше подчинением и включением в свой состав. Современные историки называют это более "мягко" - а именно эпохой обретения или завоевания Родины. Отсюда и субстрат, причем не только угорский но и иранский. На территории Венгрии оказались только по велению судьбы, вместе с печенегами, которыми раньше составляли единый народ и государство. Кангары, кангарулы, канглы, кангюй, кенгересы, кангулы, кангакеше, вот название наших народов на разных языках и диалектах, в древнее время (III в. д.н.э. - V в.н.э.) и раннее средневековье (V в.н.э. - IX в.н.э.). Например китайцы это государство называли Кангюй ( у них нет буквы р ). Да мы сами тогда проиграли большую войну против коалиции огузов, карлуков, кимаков и хазар. И были изгнаны из своей прежней Родины. Поэтому врядли сами кого-то жалели. Исторические шежере и предания племен усарген, бурйан, тунгауер и айлинцев как раз говорять о приходе на Урал с берегов Арала и Сырдарьи. Моё племя айле например пришло с берегов Сырдарьи, из города и исторической области под названием Каип. Кстати Ахметзаки Валиди Туган во время научной экспедиции в Туркестан, среди каракалпаков, встретил 4 башкирских рода, один из них назывался Каип. Именно вот эти пришедшие с Арала племена башкортов и сыграли решающюю роль в формировании башкирского народа. Остальные родственные и неродственные племена все растворились упав в башкирский казан.
А этот бред про финно-угорское, иранское и т.д. придуман прежде всего против "пантюркизма". Призрак "пантюркизма" не даёт спокойно спать геополитикам Китая, Ирана и России. Потому что больше половины территории этих государств это тюркские земли. Возможного объединения тюрков бояться все: арабы, персы, индийцы, европейцы, авганцы, балканцы, китайцы, русские, украинцы, в том числе и заокенанские народы ( впервую очередь янки ). Лишь бы отделить родственные народы друг от друга. Ведь это происходить не только с нами, посмотрите на других братьев, кумыки это отюреченные лезгины, карачаевцы от ираноязычных алан, туркмены и все огузские тюрки от ираноязычных парфян, тувинцы от монголов, саха-якуты от тунгусов и.д.. Короче тюрков в мире нет и небыло, и никто от них не произошёл.Только вот странно а как же тогда в мире 200 млн. человек разговаривают на тюркских языках :D.
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 17 июл 2011, 07:41

Продолжая тему: отрывок из татарского шежире, где каракалпаки также тесно связаны с Казанским ханством. Любителм истории каракалпаков - ссылка "Тюрко-татарский мир".

III. ДАННЫЕ ШЕДЖЕРЕ КАРА-БЕКА

Родословные Кара-бека известны в ряде редакции33. Для рассматриваемой темы интерес представляет редакция известного татарского археографа С.Вахиди, опубликованная М.И. Ахметзяновым34. Там сообщается о Пачман-хане, который "сделав крепость в устье р. Сакмары, являлся (там) ханом". Его сын – Балым-султан, жил около р. Ик: (он) владел (аяк бәйләп торды) двумя сторонами Ика и двумя сторонами Зая". По другим версиям шеджере, потомки Балым-бека (так в источнике – Д.И.) жили в окрестностях р. Агидел35.
Мне уже приходилось писать о том, что в лице Балым-бека и его ближайших потомков мы имеем дело с кыпчаками, жившими между 40-ми гг. XIV в. и началом XV века36. Таким образом, хронологически время жизни этих предводителей кыпчаков совпадает с временем, описываемым в двух предыдущих родословных. Совпадает и район расселения всех трех групп. Применительно к Балым-беку можно даже сказать больше: я полагаю, что в нем надо видеть, по-видимому, легендарного правителя Балымерского городища37, "Балым гозю" (Балым – Мәлүм хуҗа)38, тогда получается, что фактически Балым-бек жил в окрестностях г. Биляра.
Теперь для того, чтобы отделить реальную часть сведений от легендарных, проанализируем рассмотренные выше источники. В первую очередь, в более тщательном изучении нуждаются родословные группы бараж и племени юрматы, так как они имеют некоторые общие моменты.
Несомненно, в "Дафтар-и Чингиз-наме" говорится о действительно имевшем место событии – приходе войск Тимура на территорию Булгарского вилайета Золотой Орды, скорее всего в 1395 году39. В шеджере племени юрматы датировка интересующих нас событий может быть от 1357 г. (год смерти Джанибека) и до 1395-1396 гг. (до "времени" Аксак Тимура). Но если принять во внимание имеющуюся в источнике дату ухода людей "на другую сторону Великого Идиля" – 1408—1409 гг. (811 г. хиджры), более вероятной и для второго документа представляется время второго похода Тимура – 1395 год.
Более сложным является вопрос об этническом облике (этнической принадлежности) населения, о котором речь идет в этих источниках. В "Дафтар-и Чингиз-наме" население, жившее в г. Биляре, а затем переселившееся в бассейн р. Зая – "на старую родину предков", именуется, как уже было сказано, "народом Бараж" (Бараҗ халкы). Из документа видно, что в городе имелись и другие группы, но эта преобладала (в источнике сказано: "күбесе... Бараҗ дигән халык иде"40). Группа бараж имела родоплеменной характер, так как источник приводит ее уран – "Бараҗ" и тамгу – "куш кәшан"41, по другой версии "кос сампсон"42. Скорее всего, подразумевается птица (кош) – кәшан (кшан) или сапсан. Кроме того, после разделения баражцев на две части, обе они возглавлялись беками43, что, на мой взгляд, также может свидетельствовать о родоплеменном их характере. К сожалению, известные в Поволжье родоплеменные группы, в т.ч. и представленные в "Дафтар-и Чингиз-наме", с группой бараж напрямую связать невозможно. Поэтому этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, что будет сделано далее.
В родословной юрматинцев речь идет о прошлом этого племени. Оно в одно время подчинялось ногайцам и переживало даже процесс смешения с ними44. Но этнонимом юрматинцев, как это явствует из источника, было наименование "иштәк" (в источнике говорится; "иштәк аталдылар").
Наконец, третья группа, о которой ведется речь в родословной Кара-бека, по этнической принадлежности была кыпчаками, возможно, именуясь "бушман – кыпчаками"45.
Итак, уточнения требует, прежде всего, вопрос об этнической принадлежности баражцев. В этом плане интерес представляет еще одно, параллельное наименование группы бараж, приводимое в тексте "Дафтар-и Чингиз-наме". Правда, оно разными исследователями было расшифровано неодинаково: В.В. Васильев и Г.Г. Балгимбаев его прочитали как "Бескалпаки"46, а С. Гилязетдинов, недавно переиздавший текст, опубликованный в 1883 г., как "беркабак"47. Думаю, что прочтение первых двух, просмотренное и В.В. Бартольдом, более предпочтительно, так как в "Дафтар-и Чингиз-наме" это наименование приводится еще раз при прямом обращении к народу, где оно передано в форме "калтаки" (калтаклар)48. Поэтому из приведенных вариантов заслуживающим внимания я считаю вариант "Бескалпак", который, как можно полагать, состоит из двух слов: "бес" + "калпак" (-калтак). Основой этнонима является последнее понятие, тогда как первое слово указывает на конкретное ответвление группы под названием калпак. В данном случае в пользу моего предположения говорят следующие факты. Во-первых, существует реальный этноним каракалпак (кара + калпак). Во-вторых, еще в одном шеджере, имеющем отношение к юрматинцам, сказано: "Безнең Юрматының, асыл төбе Аеры Калбакның Шибан хандыр"49. Ясно, что тут мы имеем дело еще с одним вариантом этого же этнонима в виде "Аеры" + "Калбак".
Имея в виду изложенное выше, повторно вернемся к тексту "Дафтар-и Чингиз-наме". Из источника ясно видно, что у "народа" Самат-хана существовало особое предание, объясняющее наименование "бараҗ"50. При его рассмотрении создается впечатление, что данное наименование является вторичным. Правда, оно было уже укоренившимся, о чем говорит его употребление в качестве урана.
В такой ситуации хотелось бы обратиться к источникам, в которых в виде преданий говорится о старой родине каракалпаков. В этой роли обычно выступает Поволжье: по одной версии каракалпаки до завоевания Казани царем "урусов" жили на "Едиле" в Казанском ханстве; по другой версии, они были тесно связаны с ногайцами и из Поволжья ушли в результате сокрушительного похода "Миртамура" т.е. Тимура51. Вхождение каракалпаков в некое этнополитическое объединение в Волго-Уральском регионе подтверждается и так называемым "Шеджере башкирских племен"52 (это нечто вроде таблицы башкирских родоплеменных групп, но включенных в более широкий исторический контекст), где в качестве сыновей "Мораддина", в котором надо видеть сына Идегея Нуретдина, названы: Туркмен, Кунграт, Бурзян, Манка, Керче (или Кинже), Кыбчак, Юрматы и Каракалпак53. Из этого перечня, кроме юрматинцев и каракалпаков, особый интерес представляют кунграты, с которыми каракалпаки в прошлом имели обширные этнические связи. Дело в том, что есть данные об их пребывании в том районе. Это устанавливается через изучение вопроса о фигуре правителя г. Биляра – хана Самата, бывшего одновременно и вождем баражцев (бескалпакцев).
Данное имя в нескольких вариантах встречается в "Дафтар-и Чингиз-наме" и шеджере юрматинцев. В первом источнике вначале речь идет о хане Самате, но затем при описании движения войска Тимура после наступления на "город Владимир" в сторону "Бухары", причем через территорию Булгарского вилайета54, сообщается о двух ханах - Амате и Самате. Однако при изучении дальнейшего текста все-таки складывается мнение, что на самом деле подразумевается один человек – хан по имени Амат Самат55. В родословной же юрматинцев это действительно один человек: в тексте говорится о том, что "жили в подчинении хана Амата Самата" ("Әмәт Хәмәт дигән ханның кул астында тордылар"), "юрт хана Амата Хамата разрушился" ("Әмәт Хәмәт ханның йорты бозылды")56. Похоже, что в источниках подразумевается один и тот же человек – "хан" Амат (Амәт, Әмәт) Самат - Хамат (Хәмәт). Не исключено, что вторая часть имени является всего лишь вариантом первой части – буква "X" могла передавать и близкий к современному башкирскому гортанный звук "Һ", который у некоторых тюркских групп Поволжья мог звучать и как "С". Отсюда вывод – это имя надо читать как "Әмәт" (Һәмәт). В таком случае нас не может не заинтересовать дастан об Амате, сыне Гайсы (Гайса улы Әмәт) из "Дафтар-и Чингиз-наме".
Из дастана выясняется, что Амат был бием при жизни хана Джанибека57 и из-за разногласий с ним, украв его дочь, бежал в район устья р. Зуи (Зөя) на берег Волга (Идел якасында). Тут он довольно долго жил самостоятельно ("Идел башында мәкам – йорт тотты"), но после смерти хана Джанибека присоединился к его сыну Бирдибеку и "владел половиной юрта (этого) хана"58. В конце дастана говорится о том, что у Амата и дочери хана был сын по имени "Салчы", воспитывавшийся в г. Астрахани (Әчтерхан, Хаджи Тархан) в семье хана Тимер-Котлы59.
Еще МА. Усманов, занимавшийся анализом этого дастана, высказал мнение, что Амат-би являлся исторической личностью – согласно ему, он был сыном зятя хана Узбека, Иса-бека (Иса-гургана). Как полагает этот исследователь, в 1375 г. в русских летописях как "Князь Астроханьский Салчей"60 упоминается именно сын Амата-Салчы61.
М.А. Усманов обошел вопрос о племенной (клановой) принадлежности этих знатных лиц. Я полагаю, что они были кунгратами62. Такая трактовка позволяет с довольно неожиданной стороны взглянуть на проблему этнической принадлежности "хана" Амата и его "народа". В этой связи хочу указать на один малоизвестный у нас источник, являющийся династийной "историей" среднеазиатских кунгратов и опубликованный американским историком Ю. Брегелем63. Из него явствует, что один из предводителей кунгратов по имени Акхадай-бахадур, имевший в своем подчинении 30 тыс. кибиток (өйлек) кунгратов и 100 тыс. других тюрок, "правил странами Булгар, Черкес и Казан". Его правление в "Булгаре" продолжалось 22 года. Его сына Нахдай-бия (нойона), известного по источникам вплоть до начала 1360-х гг.64, Узбек-хан, на дочери которого он был женат, "сделал нойоном (с титулом "бий") в низовьях Атиля". Этот князь, кажется, был похоронен в Хорезме65. Нахождение кунгратов не только в Поволжье, но и в северо-западном Приуралье фиксируется в ряде источников. В частности, в одной из татарских рукописных "историй" было сказано: "Около города Уфы, на реке Белой, там где впадает река Дема, была крепость Кунгурат, жители оттуда переселились в Ургенч. Там соорудили крепость и ее назвали тоже Кунгуратом. На реке Белой есть гора Тура-тау. Тура – это имя кунгуратского хана..."66. В некоторых преданиях башкир этот город называется "ногайским" и в них говорится, что в тот период, когда "ногаи и башкиры составляли как бы один народ", те "нагайские ханы", которые управляли данным "народом", жили в нем. Скорее всего, кунграты, входившие в Ногайскую Орду, в ее составе воспринимались как "ногайцы" – последний термин был политонимом и обозначал все население Ногайской Орды (особенно те группы, которые наряду с мангытами составляли основной костяк этого государственного объединения)67. Еще в ряде родословных, имеющих отношение к группе кыргыз, расселенной в прошлом в бассейне р. Ик, имеются упоминания кунгратов68. Кроме того, былые контакты с кунгратами прослеживаются у групп байлар, гәрә (гәрәй), бушман – кыпчак69. Все они, как известно, локализовывались в юго-восточных районах Татарстана.
Имея в виду, что Амат был князем, а также принимая во внимание легенды о "ханском" достоинстве кунгратов, можно предположить, что где-то в первой половине XIV в., в период их нахождения в Заинско-Шешминском бассейне и в г. Биляре, они являлись правящей группой. Поэтому, народ "хана" Амата мог состоять не только из кунгратов. В частности, об этом, на мой взгляд, свидетельствует анализ этнонима "бараж". Мне представляется, что этот этноним находит аналогию с кыпчакским домонгольским этнонимом "бурч" - "борч" (от него: Бурч-оглы или Бурчевичи)70. Не исключено, что этноним "буркут" связан с этим же наименованием, так как у Буркыт-бия из "Дафтар-и Чингиз-наме", названного явно в честь племени буркут, уран звучал как "борх"71, восходя к общему с племенным названием корню – бурк ~ борх. Но от этого варианта через звук "h" в конце может возникнуть и вариант борс ~ "борh". Нахождение буркутов в интересующем нас ареале и по соседству с ним, подтверждается рядом генеалогий. Так, этноним "буркут" упоминается в шеджере татар д. Уразаево Актанышского района Татарстана72. Среди татар Бирского уезда Уфимской губернии была распространена родословная, упоминающая среди предков Буркыт-бия (Беркет би), жившего во времена Чингиз-хана и имевшего племенные атрибуты73. В родословной, обнаруженной в татарской деревне Старое Тураево (Дюртюлинский район Башкортостана), во главе предков "башкир" группы "шамшадин" отмечен Тарагай-би, сын Буркатбия74. В недавно опубликованной М.И. Ахметзяновым родословной, относящейся к группе гайна (современный Бардымский район Пермской области), опять приводятся атрибуты (уран, птица, тамга) племени буркут75. Уместно напомнить, что отмеченная выше родословная татар Бирского уезда тоже была связана с пермскими татарами76.
Буркуты, согласно Максуду ибн Усману Кухистани, входившие в состав Ак Орды77, этнически являются кыпчаками78. Известно, что о переселении "из Крыма"79, из Румского вилайета говорится и в некоторых вариантах родословных кыпчаков из группы Бачман-султана80. Если принять во внимание информацию из династийной хроники кунгратов о том, что Нахдай-бий "правил у черкесов" и с ним находился кыпчак Есен Буга81, то можно высказать гипотезу о том, что именно в составе общей массы 30 тыс. кунгратов и 100 тыс. "других тюрок" в Поволжье и Приуралье, в том числе и непосредственно на территории Заинско-Шешминского бассейна, появились кыпчаки, это событие следует датировать первой половиной XIV века. Кстати, М.И. Ахметзянов в комментариях к недавно опубликованной родословной гайнинцев, являющихся, во всяком случае, в знатной своей части, буркутами, подчеркнул сходство начальной части этой родословной с шеджере баражцев из "Дафтар-и Чингиз-наме"82. Это вполне согласуется с изложенной мною гипотезой.
Все эти группы, после потрясений, связанных с походами Тимура, с конца XIV в. участвовали в образовании Ногайской Орды, но в начале первой трети XV в. на некоторый период оказались в составе государства Шейбанидов (кочевых узбеков). На этот счет имеются ясные указания не только в шеджере юрматинцев, но и в других источниках. Так, по данным историка XVI в. Утемиш-хаджи, основателю Тюменского ханства Хаджи-Мухаммеду (правил с 1420/21 по 1428/29 или 1430 гг.) наряду с другими территориями подчинялись "Алатырь, мокша и город Болгар с окрестностями"83. Эта информация находит подкрепление в других источниках, из которых вытекает, что хану Абдул Хайру, правителю государства кочевых узбеков, некоторое время подчинялись земли "правобережья Волги от Булгара и Дербента". Поэтому, в "Нусрат-наме" сообщается: "жители Жанги-Туры (Чимги-Туры – Д.И.) и Булгара...платили ханской казне (т.е. казне хана Абдул Хайра – Д.И.) ясак"84. Понятно, что под "Булгаром" (Болгаром) с его "окрестностями", имеется в виду в целом Булгарский вилайет времени до образования Казанского ханства.
Естественно, в тех группах, которые мы с XVI – XVII вв. обнаруживаем в Заинско-Шешминском бассейне, надо видеть потомков именно более ранних золотоордынских татар с клановым делением, о которых речь шла выше. Что касается племени байлар, то оно не только было тесно связано с кыпчакским племенем елан85, но и имело прямое отношение к кунгратам – об этом говорит существование у племени кунграт в составе казахов группы байлар86. О тесных этнополитических контактах групп байлар и юрматинцев говорит то, что у первых среди предков упоминается Дэрбэш-би – очевидно, его можно отождествить с бием юрматинцев Шейх-Дервишем87. Хотя юрматинцы в какой-то период из Заинско-Шешминского бассейна ушли, в этой зоне осталась группа, этнически и исторически явно связанная с ними. Я имею в виду племя (волость) юрми. По родословным племени юрми, представители этой группы считали себя потомками Юрми-бия, сына Юрматы-бия88.
Проблема угорских этнических истоков юрматинцев, следовательно, и группы юрми, уже детально обсуждалась мною в других работах89. Поэтому, тут достаточно будет сказать, что тюркизация их в решающей мере была достигнута, скорее всего, в XIV в., когда в район Заинско-Шешминского бассейна, а также в соседние территории, проникли большие группы золотоордынских татар с клановым делением при преобладании в их составе кыпчакских образований.
Тем не менее, вплоть до XVI в. тюркизированные угорские формирования северо-западного Приуралья сохраняли еще некоторые этнокультурные особенности, включая и специфический этноним "иштэк". Когда в этот район начались переселения татар из Среднего Поволжья, они застали в Заинско-Шешминском бассейне не только остатки собственно золотоордынских татар, но и тюркизированных потомков этих "иштяков". Правда, эти группы, пройдя довольно длительный этап вхождения в ногайские этнополитические образования, к тому времени выступали уже то как «башкиры», то как «ногайцы»90.
Отсюда вывод: те группы ногайцев, которые населяли юго-восточные районы в XVI – XVII вв., частично оставшись там после ухода основной части Ногайской Орды в первой трети XVII в. навсегда, могут и должны считаться одним из этнических компонентов татар, в том числе и предками жителей Надыровской волости XVIII века.
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 17 июл 2011, 09:20

Продолжая тему: Каракалпакско-татарские параллели:
Н.Н.Татищев, История Росиийская часть 1, глава 18.
Каракалпак, народ довольно людный, при восточном береге Аральского моря по реке Сыр, при устье оной до Ташкента и Туркестана, и сии зовутся верхние, другая часть, по реке Кувакан, называются нижние, и около старинного града Джантейн. Верхних присваивает силою властитель зюнгорский, а нижние в подданстве русском. Последних счисляется 10 000 семей, а всех войска собирается до 25 000. Хотя переходно по степи обитают, однако ж жита довольно сеют, а более нижние о том прилежат, верхние же конями и скотом обильны. Они всегда к нападению киргиз-кайсаков готовы, для чего имеют земляные крепостцы. О себе они говорят, что в древности жили при Волге в Болгарии и перешли к Аралу за 260 лет прежде взятия русскими Казани. О сем в описании Оренбурга пространнее.

Участие каракалпаков в татаро-башкирских восстаниях потив русского колониализма. Тут меня извините, было много материалов, но пока недоступны. Хотя вот один:
...Окрыленные крупными победами, повстанцы загорелись желанием уничтожить все карательные войска на своей территории и возродить Казанское ханство. Дабы поднять народный дух, вожаки восстания решили найти и будущего правителя. Они связались с каракалпакским принцем Мурат-султаном и пообещали ему ханский трон в случае возрождения Казанского ханства. Мурат прибыл к восставшим и с целью получения военной помощи, защиты и признания со стороны Крымского хана Давлет-Гирея и турецкого султана Ахмета III, в сопровождении 30 человек (22 из них были татарами) направился в далекий и трудный путь. Он побывал и в Крыму, и в Турции. Однако поддерживающие с Россией мирный договор Давлет-Гирей и Ахмет-Султан не оказали помощи посланникам татар и башкир. Никто не признал Мурата и будущим ханом.
Здесь сделаем небольшое отступление и обратим свое внимание на внешние дела России. В это время Петр I основные военные силы сосредоточил на западной границе против Карла XII. Все со дня на день ожидали вторжения шведских войск в Россию. Южные же границы были тоже не очень надежными. Хотя и был заключен в 1700 году десятилетний мирный договор с Турцией, многим казалось, что он будет нарушен, и турки, одновременно со шведами, нападут на Россию. Опасения русского правительства были небеспочвенными. Крымский хан Давлет-Гирей ненавидел русских, организовывал не-прекращающиеся походы на южные города России и грабил их. От открытого вторжения на русские земли его удерживал лишь турецкий султан Ахмет III. Такое шаткое положение дел на юге было известно царскому двору и он старался вести более "гибкую" политику. Русский посол в Стамбуле П. А. Толстой не жалел "подарков" и золота для подкупа влиятельных турецких министров и иностранных наушников султана. Им "в подарок" было роздано свыше полутора миллиона золотых ефимков. Такой роскошный дар сыграл решающую роль, и Турция сохраняла мир с Россией (Н. Молчанов).
Забегая вперед, расскажем о дальнейшей судьбе Мурата. Безусловно, он был храбрым и умелым предводителем. Так, на обратном пути он смог поднять на восстание 1600 кубанских татар и с их помощью в феврале 1708 года захватил город Терек, в течение 10 дней держал в осаде его крепость. Но посланные астраханским воеводой Петром Апраксиным правительственные отряды, в их составе 400 астраханских татар (вот он - пример кровавой политики царизма: уничтожение мусульман руками самих же мусульман!), разгромили повстанцев. Раненый Мурат попал в плен. Сначала его пытали в Астрахани, затем препроводили в Казань, где он принял мученическую смерть на виселице, будучи повешенным за ребро...

Ссылка: http://protatar.narod.ru/Kitaplar/TatarHistory.html
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 17 июл 2011, 09:36

Каракалпакско-славянские связи, в результате чего в Южной Руси пошло распространение казаческих общин (союз тюркских и славянских племен). Об этом много изложено в украинских источниках.
Вот, один из последних упоминании о каракалпаках, сравнительно до недавних пор наши оставшиеся там предки назывались каракалпаками. http://abyssman.live...com/126170.html
...Для того чтобы идеологически обосновать использование казаков как военную силу, в “Институте фон Континенталь Форшунг” (государственное учреждение, занимавшееся изучением истории народов европейского континента), была разработана специальная расовая теория, согласно которой казаки являлись потомками остготов, владевших Причерноморским краем во II-IV вв. н.э. и, следовательно, не славянами, а народом германского корня, “сохраняющим прочные кровные связи со своей германской прародиной”[5]. Основные положения этой любопытной теории мы можем узнать из письма казака Петра Харламова руководителю Казачьего национально-освободительного Движения Василию Глазкову*: “1. На землях между Доном и Волгой с одной стороны и Кавказскими горами с другой стороны живёт с незапамятных времён смешанный славяно-тюркский народ – казаки /черкассы/. С течением времени часть черкассов, являясь народом воинственным и предприимчивым, начинает из своей метрополии расселяться во все стороны. Каракалпаки – черкассы /чёрные клобуки/ доходят до реки Буга и образуют в районе Днепра Запорожское войско, другие казаки /черкассы/ двинувшись на север, образуют Уральское, Оренбургское и прочие казачьи войска, часть казаков /черкассов/, смешавшись в теперешнем Туркестане с киргизами, образуют киргис-казацкую орду (так в документе – П.К.) и пр. и пр. Все вышеупомянутые земли являются колониями метрополии Казакии и вместе с метрополией носят общее имя “Черкассии”. 2. В настоящий момент в границы Черкассии входит: метрополия Казакия и её колония земли бывших каракалпаков /земли потомков запорожского войска/, а также её колония Астрахань, Урал, Оренбург, Терек и Туркестан...
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 19 июл 2011, 16:42

sEXEcutor писал(а):кто-тута сказки рассказывает,что каракалпаки друзья и родственники казахов,да ни хрена подобного........в алма-ате к ним как к собакам относятся....


Ну, брат, ты загнул. То, что у каракалпаков есть некоторые трудности - понятно. Но, как к собакам относиться - это что, в Казахстане совсем плохи дела?
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 19 июл 2011, 17:05

Alvalk писал(а):Каракалпаки друзья и родственный народ казахам))а в Алматы, хочешь жить, умей вертеться, но к сожалению большинство каракалпаков таскают тачки на базарах. а некоторые и госстпопом занимаются.. В этом и проблема. уровень образованности многих гастербайтров невысок, не только из числа каракалпаков. С этой проблемой им надо помочь, как братьям..


Вот и за помощью они и едут, что бы заработать на учебу. Как выше упомянул, 9 классов общеобразовательной системы, да еще на новый лад. Я не могу прочитать у детей, что написано в их учебниках. Я изучал кириллицу, а тут все по латыни. Да все это навязано искусственно, над безграмотным народом легче управлять. Раньше всех лодырей гоняли в СПТУ, а теперь переименовали в колледжи и назначили энную сумму за поступление. А с образованием 9 классов в институт не принимают. Вот такая головоломка. Мне очень больно за нашу молодежь, которые остались в безвыходном положении. А тут их еще, некоторые казахи собаками обзывают. Не дай Бог испытать такое, не желаю ни казахам и даже врагам.
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Sehh 23 фев 2012, 21:32

Меніңше
Қазақ һәм Қарақалпақ бір халық
Аватар пользователя
Sehh
 
Сообщений: 244
Зарегистрирован: 29 дек 2010, 17:39

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение stroitel 24 фев 2012, 09:12

Каракалпаки - это "черный берет"! :DDD
Аватар пользователя
stroitel
 
Сообщений: 605
Зарегистрирован: 31 дек 2010, 20:42

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Norman_ 25 фев 2012, 10:39

Каракалпаки - это алтыульская орда("Орда шести сынов" входившая в Золотую орду). Бывшая под предводительством Шейх-Мамай бия.
Каракалпаками они назвались по причине, головного убора заимствованного у Туркмен. Казахи Кыргызов называли Ак калпакты(вспомните национальный головной убор Кыргызов), алтыульцев Кара калпакты(Заимствованный головной убор от Туркмен).
Аватар пользователя
Norman_
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 30 дек 2010, 17:23

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение zCarot 01 мар 2012, 19:33

По аналогии с кара-коюнлу и ак-коюнлу
Аватар пользователя
zCarot
 
Сообщений: 35
Зарегистрирован: 06 янв 2011, 08:34

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Центральная Азия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45

cron