Карпов Анатолий 17 июл 2011, 07:41
Продолжая тему: отрывок из татарского шежире, где каракалпаки также тесно связаны с Казанским ханством. Любителм истории каракалпаков - ссылка "Тюрко-татарский мир".
III. ДАННЫЕ ШЕДЖЕРЕ КАРА-БЕКА
Родословные Кара-бека известны в ряде редакции33. Для рассматриваемой темы интерес представляет редакция известного татарского археографа С.Вахиди, опубликованная М.И. Ахметзяновым34. Там сообщается о Пачман-хане, который "сделав крепость в устье р. Сакмары, являлся (там) ханом". Его сын – Балым-султан, жил около р. Ик: (он) владел (аяк бәйләп торды) двумя сторонами Ика и двумя сторонами Зая". По другим версиям шеджере, потомки Балым-бека (так в источнике – Д.И.) жили в окрестностях р. Агидел35.
Мне уже приходилось писать о том, что в лице Балым-бека и его ближайших потомков мы имеем дело с кыпчаками, жившими между 40-ми гг. XIV в. и началом XV века36. Таким образом, хронологически время жизни этих предводителей кыпчаков совпадает с временем, описываемым в двух предыдущих родословных. Совпадает и район расселения всех трех групп. Применительно к Балым-беку можно даже сказать больше: я полагаю, что в нем надо видеть, по-видимому, легендарного правителя Балымерского городища37, "Балым гозю" (Балым – Мәлүм хуҗа)38, тогда получается, что фактически Балым-бек жил в окрестностях г. Биляра.
Теперь для того, чтобы отделить реальную часть сведений от легендарных, проанализируем рассмотренные выше источники. В первую очередь, в более тщательном изучении нуждаются родословные группы бараж и племени юрматы, так как они имеют некоторые общие моменты.
Несомненно, в "Дафтар-и Чингиз-наме" говорится о действительно имевшем место событии – приходе войск Тимура на территорию Булгарского вилайета Золотой Орды, скорее всего в 1395 году39. В шеджере племени юрматы датировка интересующих нас событий может быть от 1357 г. (год смерти Джанибека) и до 1395-1396 гг. (до "времени" Аксак Тимура). Но если принять во внимание имеющуюся в источнике дату ухода людей "на другую сторону Великого Идиля" – 1408—1409 гг. (811 г. хиджры), более вероятной и для второго документа представляется время второго похода Тимура – 1395 год.
Более сложным является вопрос об этническом облике (этнической принадлежности) населения, о котором речь идет в этих источниках. В "Дафтар-и Чингиз-наме" население, жившее в г. Биляре, а затем переселившееся в бассейн р. Зая – "на старую родину предков", именуется, как уже было сказано, "народом Бараж" (Бараҗ халкы). Из документа видно, что в городе имелись и другие группы, но эта преобладала (в источнике сказано: "күбесе... Бараҗ дигән халык иде"40). Группа бараж имела родоплеменной характер, так как источник приводит ее уран – "Бараҗ" и тамгу – "куш кәшан"41, по другой версии "кос сампсон"42. Скорее всего, подразумевается птица (кош) – кәшан (кшан) или сапсан. Кроме того, после разделения баражцев на две части, обе они возглавлялись беками43, что, на мой взгляд, также может свидетельствовать о родоплеменном их характере. К сожалению, известные в Поволжье родоплеменные группы, в т.ч. и представленные в "Дафтар-и Чингиз-наме", с группой бараж напрямую связать невозможно. Поэтому этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, что будет сделано далее.
В родословной юрматинцев речь идет о прошлом этого племени. Оно в одно время подчинялось ногайцам и переживало даже процесс смешения с ними44. Но этнонимом юрматинцев, как это явствует из источника, было наименование "иштәк" (в источнике говорится; "иштәк аталдылар").
Наконец, третья группа, о которой ведется речь в родословной Кара-бека, по этнической принадлежности была кыпчаками, возможно, именуясь "бушман – кыпчаками"45.
Итак, уточнения требует, прежде всего, вопрос об этнической принадлежности баражцев. В этом плане интерес представляет еще одно, параллельное наименование группы бараж, приводимое в тексте "Дафтар-и Чингиз-наме". Правда, оно разными исследователями было расшифровано неодинаково: В.В. Васильев и Г.Г. Балгимбаев его прочитали как "Бескалпаки"46, а С. Гилязетдинов, недавно переиздавший текст, опубликованный в 1883 г., как "беркабак"47. Думаю, что прочтение первых двух, просмотренное и В.В. Бартольдом, более предпочтительно, так как в "Дафтар-и Чингиз-наме" это наименование приводится еще раз при прямом обращении к народу, где оно передано в форме "калтаки" (калтаклар)48. Поэтому из приведенных вариантов заслуживающим внимания я считаю вариант "Бескалпак", который, как можно полагать, состоит из двух слов: "бес" + "калпак" (-калтак). Основой этнонима является последнее понятие, тогда как первое слово указывает на конкретное ответвление группы под названием калпак. В данном случае в пользу моего предположения говорят следующие факты. Во-первых, существует реальный этноним каракалпак (кара + калпак). Во-вторых, еще в одном шеджере, имеющем отношение к юрматинцам, сказано: "Безнең Юрматының, асыл төбе Аеры Калбакның Шибан хандыр"49. Ясно, что тут мы имеем дело еще с одним вариантом этого же этнонима в виде "Аеры" + "Калбак".
Имея в виду изложенное выше, повторно вернемся к тексту "Дафтар-и Чингиз-наме". Из источника ясно видно, что у "народа" Самат-хана существовало особое предание, объясняющее наименование "бараҗ"50. При его рассмотрении создается впечатление, что данное наименование является вторичным. Правда, оно было уже укоренившимся, о чем говорит его употребление в качестве урана.
В такой ситуации хотелось бы обратиться к источникам, в которых в виде преданий говорится о старой родине каракалпаков. В этой роли обычно выступает Поволжье: по одной версии каракалпаки до завоевания Казани царем "урусов" жили на "Едиле" в Казанском ханстве; по другой версии, они были тесно связаны с ногайцами и из Поволжья ушли в результате сокрушительного похода "Миртамура" т.е. Тимура51. Вхождение каракалпаков в некое этнополитическое объединение в Волго-Уральском регионе подтверждается и так называемым "Шеджере башкирских племен"52 (это нечто вроде таблицы башкирских родоплеменных групп, но включенных в более широкий исторический контекст), где в качестве сыновей "Мораддина", в котором надо видеть сына Идегея Нуретдина, названы: Туркмен, Кунграт, Бурзян, Манка, Керче (или Кинже), Кыбчак, Юрматы и Каракалпак53. Из этого перечня, кроме юрматинцев и каракалпаков, особый интерес представляют кунграты, с которыми каракалпаки в прошлом имели обширные этнические связи. Дело в том, что есть данные об их пребывании в том районе. Это устанавливается через изучение вопроса о фигуре правителя г. Биляра – хана Самата, бывшего одновременно и вождем баражцев (бескалпакцев).
Данное имя в нескольких вариантах встречается в "Дафтар-и Чингиз-наме" и шеджере юрматинцев. В первом источнике вначале речь идет о хане Самате, но затем при описании движения войска Тимура после наступления на "город Владимир" в сторону "Бухары", причем через территорию Булгарского вилайета54, сообщается о двух ханах - Амате и Самате. Однако при изучении дальнейшего текста все-таки складывается мнение, что на самом деле подразумевается один человек – хан по имени Амат Самат55. В родословной же юрматинцев это действительно один человек: в тексте говорится о том, что "жили в подчинении хана Амата Самата" ("Әмәт Хәмәт дигән ханның кул астында тордылар"), "юрт хана Амата Хамата разрушился" ("Әмәт Хәмәт ханның йорты бозылды")56. Похоже, что в источниках подразумевается один и тот же человек – "хан" Амат (Амәт, Әмәт) Самат - Хамат (Хәмәт). Не исключено, что вторая часть имени является всего лишь вариантом первой части – буква "X" могла передавать и близкий к современному башкирскому гортанный звук "Һ", который у некоторых тюркских групп Поволжья мог звучать и как "С". Отсюда вывод – это имя надо читать как "Әмәт" (Һәмәт). В таком случае нас не может не заинтересовать дастан об Амате, сыне Гайсы (Гайса улы Әмәт) из "Дафтар-и Чингиз-наме".
Из дастана выясняется, что Амат был бием при жизни хана Джанибека57 и из-за разногласий с ним, украв его дочь, бежал в район устья р. Зуи (Зөя) на берег Волга (Идел якасында). Тут он довольно долго жил самостоятельно ("Идел башында мәкам – йорт тотты"), но после смерти хана Джанибека присоединился к его сыну Бирдибеку и "владел половиной юрта (этого) хана"58. В конце дастана говорится о том, что у Амата и дочери хана был сын по имени "Салчы", воспитывавшийся в г. Астрахани (Әчтерхан, Хаджи Тархан) в семье хана Тимер-Котлы59.
Еще МА. Усманов, занимавшийся анализом этого дастана, высказал мнение, что Амат-би являлся исторической личностью – согласно ему, он был сыном зятя хана Узбека, Иса-бека (Иса-гургана). Как полагает этот исследователь, в 1375 г. в русских летописях как "Князь Астроханьский Салчей"60 упоминается именно сын Амата-Салчы61.
М.А. Усманов обошел вопрос о племенной (клановой) принадлежности этих знатных лиц. Я полагаю, что они были кунгратами62. Такая трактовка позволяет с довольно неожиданной стороны взглянуть на проблему этнической принадлежности "хана" Амата и его "народа". В этой связи хочу указать на один малоизвестный у нас источник, являющийся династийной "историей" среднеазиатских кунгратов и опубликованный американским историком Ю. Брегелем63. Из него явствует, что один из предводителей кунгратов по имени Акхадай-бахадур, имевший в своем подчинении 30 тыс. кибиток (өйлек) кунгратов и 100 тыс. других тюрок, "правил странами Булгар, Черкес и Казан". Его правление в "Булгаре" продолжалось 22 года. Его сына Нахдай-бия (нойона), известного по источникам вплоть до начала 1360-х гг.64, Узбек-хан, на дочери которого он был женат, "сделал нойоном (с титулом "бий") в низовьях Атиля". Этот князь, кажется, был похоронен в Хорезме65. Нахождение кунгратов не только в Поволжье, но и в северо-западном Приуралье фиксируется в ряде источников. В частности, в одной из татарских рукописных "историй" было сказано: "Около города Уфы, на реке Белой, там где впадает река Дема, была крепость Кунгурат, жители оттуда переселились в Ургенч. Там соорудили крепость и ее назвали тоже Кунгуратом. На реке Белой есть гора Тура-тау. Тура – это имя кунгуратского хана..."66. В некоторых преданиях башкир этот город называется "ногайским" и в них говорится, что в тот период, когда "ногаи и башкиры составляли как бы один народ", те "нагайские ханы", которые управляли данным "народом", жили в нем. Скорее всего, кунграты, входившие в Ногайскую Орду, в ее составе воспринимались как "ногайцы" – последний термин был политонимом и обозначал все население Ногайской Орды (особенно те группы, которые наряду с мангытами составляли основной костяк этого государственного объединения)67. Еще в ряде родословных, имеющих отношение к группе кыргыз, расселенной в прошлом в бассейне р. Ик, имеются упоминания кунгратов68. Кроме того, былые контакты с кунгратами прослеживаются у групп байлар, гәрә (гәрәй), бушман – кыпчак69. Все они, как известно, локализовывались в юго-восточных районах Татарстана.
Имея в виду, что Амат был князем, а также принимая во внимание легенды о "ханском" достоинстве кунгратов, можно предположить, что где-то в первой половине XIV в., в период их нахождения в Заинско-Шешминском бассейне и в г. Биляре, они являлись правящей группой. Поэтому, народ "хана" Амата мог состоять не только из кунгратов. В частности, об этом, на мой взгляд, свидетельствует анализ этнонима "бараж". Мне представляется, что этот этноним находит аналогию с кыпчакским домонгольским этнонимом "бурч" - "борч" (от него: Бурч-оглы или Бурчевичи)70. Не исключено, что этноним "буркут" связан с этим же наименованием, так как у Буркыт-бия из "Дафтар-и Чингиз-наме", названного явно в честь племени буркут, уран звучал как "борх"71, восходя к общему с племенным названием корню – бурк ~ борх. Но от этого варианта через звук "h" в конце может возникнуть и вариант борс ~ "борh". Нахождение буркутов в интересующем нас ареале и по соседству с ним, подтверждается рядом генеалогий. Так, этноним "буркут" упоминается в шеджере татар д. Уразаево Актанышского района Татарстана72. Среди татар Бирского уезда Уфимской губернии была распространена родословная, упоминающая среди предков Буркыт-бия (Беркет би), жившего во времена Чингиз-хана и имевшего племенные атрибуты73. В родословной, обнаруженной в татарской деревне Старое Тураево (Дюртюлинский район Башкортостана), во главе предков "башкир" группы "шамшадин" отмечен Тарагай-би, сын Буркатбия74. В недавно опубликованной М.И. Ахметзяновым родословной, относящейся к группе гайна (современный Бардымский район Пермской области), опять приводятся атрибуты (уран, птица, тамга) племени буркут75. Уместно напомнить, что отмеченная выше родословная татар Бирского уезда тоже была связана с пермскими татарами76.
Буркуты, согласно Максуду ибн Усману Кухистани, входившие в состав Ак Орды77, этнически являются кыпчаками78. Известно, что о переселении "из Крыма"79, из Румского вилайета говорится и в некоторых вариантах родословных кыпчаков из группы Бачман-султана80. Если принять во внимание информацию из династийной хроники кунгратов о том, что Нахдай-бий "правил у черкесов" и с ним находился кыпчак Есен Буга81, то можно высказать гипотезу о том, что именно в составе общей массы 30 тыс. кунгратов и 100 тыс. "других тюрок" в Поволжье и Приуралье, в том числе и непосредственно на территории Заинско-Шешминского бассейна, появились кыпчаки, это событие следует датировать первой половиной XIV века. Кстати, М.И. Ахметзянов в комментариях к недавно опубликованной родословной гайнинцев, являющихся, во всяком случае, в знатной своей части, буркутами, подчеркнул сходство начальной части этой родословной с шеджере баражцев из "Дафтар-и Чингиз-наме"82. Это вполне согласуется с изложенной мною гипотезой.
Все эти группы, после потрясений, связанных с походами Тимура, с конца XIV в. участвовали в образовании Ногайской Орды, но в начале первой трети XV в. на некоторый период оказались в составе государства Шейбанидов (кочевых узбеков). На этот счет имеются ясные указания не только в шеджере юрматинцев, но и в других источниках. Так, по данным историка XVI в. Утемиш-хаджи, основателю Тюменского ханства Хаджи-Мухаммеду (правил с 1420/21 по 1428/29 или 1430 гг.) наряду с другими территориями подчинялись "Алатырь, мокша и город Болгар с окрестностями"83. Эта информация находит подкрепление в других источниках, из которых вытекает, что хану Абдул Хайру, правителю государства кочевых узбеков, некоторое время подчинялись земли "правобережья Волги от Булгара и Дербента". Поэтому, в "Нусрат-наме" сообщается: "жители Жанги-Туры (Чимги-Туры – Д.И.) и Булгара...платили ханской казне (т.е. казне хана Абдул Хайра – Д.И.) ясак"84. Понятно, что под "Булгаром" (Болгаром) с его "окрестностями", имеется в виду в целом Булгарский вилайет времени до образования Казанского ханства.
Естественно, в тех группах, которые мы с XVI – XVII вв. обнаруживаем в Заинско-Шешминском бассейне, надо видеть потомков именно более ранних золотоордынских татар с клановым делением, о которых речь шла выше. Что касается племени байлар, то оно не только было тесно связано с кыпчакским племенем елан85, но и имело прямое отношение к кунгратам – об этом говорит существование у племени кунграт в составе казахов группы байлар86. О тесных этнополитических контактах групп байлар и юрматинцев говорит то, что у первых среди предков упоминается Дэрбэш-би – очевидно, его можно отождествить с бием юрматинцев Шейх-Дервишем87. Хотя юрматинцы в какой-то период из Заинско-Шешминского бассейна ушли, в этой зоне осталась группа, этнически и исторически явно связанная с ними. Я имею в виду племя (волость) юрми. По родословным племени юрми, представители этой группы считали себя потомками Юрми-бия, сына Юрматы-бия88.
Проблема угорских этнических истоков юрматинцев, следовательно, и группы юрми, уже детально обсуждалась мною в других работах89. Поэтому, тут достаточно будет сказать, что тюркизация их в решающей мере была достигнута, скорее всего, в XIV в., когда в район Заинско-Шешминского бассейна, а также в соседние территории, проникли большие группы золотоордынских татар с клановым делением при преобладании в их составе кыпчакских образований.
Тем не менее, вплоть до XVI в. тюркизированные угорские формирования северо-западного Приуралья сохраняли еще некоторые этнокультурные особенности, включая и специфический этноним "иштэк". Когда в этот район начались переселения татар из Среднего Поволжья, они застали в Заинско-Шешминском бассейне не только остатки собственно золотоордынских татар, но и тюркизированных потомков этих "иштяков". Правда, эти группы, пройдя довольно длительный этап вхождения в ногайские этнополитические образования, к тому времени выступали уже то как «башкиры», то как «ногайцы»90.
Отсюда вывод: те группы ногайцев, которые населяли юго-восточные районы в XVI – XVII вв., частично оставшись там после ухода основной части Ногайской Орды в первой трети XVII в. навсегда, могут и должны считаться одним из этнических компонентов татар, в том числе и предками жителей Надыровской волости XVIII века.