Кто такие Каракалпаки?

Общение представителей 5-ти стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + Афганистана.

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение xapirabit 05 июн 2011, 11:32

знаетее? из ЦА среди таджиков а после узбеков считаю Казахов бооолееее мирными, спокойными =)))
Аватар пользователя
xapirabit
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 00:31

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Zac 05 июн 2011, 12:09

так и не понял, кого считашь более мирным ?!
Аватар пользователя
Zac
 
Сообщений: 214
Зарегистрирован: 30 дек 2010, 02:38

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение xapirabit 05 июн 2011, 12:16

Казахов =)) и Туркменов тоже =))
Аватар пользователя
xapirabit
 
Сообщений: 47
Зарегистрирован: 17 янв 2011, 00:31

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 11 июл 2011, 07:16

Мы ценим дружбу и с узбеками и с казахами. Не стоит из-за нас ссориться. Нам сейчас очень тяжело, но не всегда так было. Необразованность молодежи - результат необдуманных реформ в верхах, как бы навязано искусственно. Общеобразовательный срок 9 классов, потом за большие деньги нужно поступить в колледж. У народа нет работы, нет денег и молодежь едет в соседний Казахстан на заработки. С голоду никто не умирает, но не одним хлебом единым сыт человек. Хотя страна богата сырьевыми ресурсами (нефть, газ, цветмет и пр.), все доходы оседают в Ташкенте, проценты от мировой помощи в том числе. Для информации казахам - не узбеки душат каракалпаков, а власти душат и узбеков, и тем более каракалпаков. Возможно это сталинский метод - вывести страну (Узбекистана) из кризиса, но очень негуманно. Но народ пока терпит. Как каракалпака, меня беспокоит все нарастающее ухудшение экологии Приаралья, а так каракалпаки веками жили в пустыне, кормили не только себя но и соседей. А многих казахов спасли от голода в 30-е годы прошлого века. Сейчас казахи, узбеки, каракалпаки составляют 80% РКК (почти в равной пропорции), и все как один переживают нынешние реалии.[quote][/quote]
Последний раз редактировалось Карпов Анатолий 17 июл 2011, 11:45, всего редактировалось 2 раз(а).
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 11 июл 2011, 08:00

а когда каракалпаки появились в р-не Арала? и почему они мигрировали с р-на сегодняшней Кзыл Орды? кто что может сказать?

Вопрос правильный. Каракалпаки (или их далекие предки) в Южном Приаральи живут еще со времен (индоиранских) расселений. Потом (4 век н.э.) с ними смешались гунны, в 8 веке арабы, 10 веке кипчаки. Во времена кипчаков, предки нынешних каракалпаков - печенеги разделились, одна часть ушла на запад (дальше их именовали караборик, черные клобуки), другая осталась на родине. Дальше черные клобуки растворились в Золотой Орде во времена монголов. Потом вошли в состав Ногайской Орды, а в конце 16 века своим нынешним именем каракалпаки ушли на Сырдарью. В 18 веке вошли в младший жуз казахов (но не все каракалпаки). Еще одна часть вошла в состав Бухарского улуса, а некоторые ушли в Афганский Туркестан (в 1926 году их было 15 тысяч). Но вернемся к казахским каракалпакам: в 18 веке они были разделены на Верхних и Нижних. Верхние промышляли скотоводством, нижние - землепашеством, ремесленничеством. В 1742 нижние каракалпаки из-за постоянных нападений чужих племен, просили защиту от России. Из-за этого в 1743 казахский хан Абулхаир устроил резню каракалпаков, после чего уцелевшие ушли на Жанадарью. Дальше их завоевали Хивинцы и объединили с Аральцами (соплеменники) и переселили на Амударью. Теперь мы потомки нижних каракалпаков и Аральцев - составляем один народ. Другие каракалпаки - мало кто сохранил свое самоназвание, во времена нац. размежеваний их сделали кого казахами, кого узбеками, кого-то татарами и башкирами. Вот такая краткая история.
Последний раз редактировалось Карпов Анатолий 17 июл 2011, 11:49, всего редактировалось 1 раз.
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 11 июл 2011, 08:29

Казактын карындасы, замужем за узбека

Глупая идентификация, остроты не хватает... Ну а если серьезно, мы скорее татары, а вернее приведу краткую историю:
КАРАКАЛПАКИ:
Тюрк. народность. Каракалпак "черная шапка". Ср. черные клобуки. (чьрнии клобуци, древ. рус.) .
Потомки среднеазиатских скифов, смешавшиеся с позднее с тюрк. кочевниками Ценр. Аз., особенно кыпчаками (половцами), из кот. в номенклатуру каракалпакского этноса вошло 14 родоплеменных группировок .
Расовый тип: черты смешения европеои дов и монголоидов, последняя выражена сильнее, чем у узбеков и слабее, чем у казахов. Меньшая монголоидность у каракалпаков Ферганы. У Приаральских каракалпаков отмечена примесь долихоцефального компонента (Гинсбург, Трофимова, 1972).
Язык кыпч.-ногай. подгруппы зап. ветви тюрк. яз. группы алтайской семьи) . В XVI в. жили на Волге вместе с ногаями, в Казанском ханстве. После падения Казани ушли к Сырдарье .
В XVI -XVII вв. жили вместе с казахами на ср. и ниж. Сырдарье.
В нач. XVII вместе с ногайцами кочевали между верх. Эмбы и Яика, а также в низ. Сырдарьи .
В 1723 потеснены джунгарами.
В 1743 – казахами младшего джуса.
В XVIII -нач. XIX большинство каракалпаков проживало в дельте Амударьи и хивин. Приаралья.

Автор: Татищев Василий Никитич
Каракалпаки, татарской народ, имя значит черные шапки, живут великими деревнями при Аральском морце, на северной стороне от реки Сыр и до аральскаго народа, неколико же их кочует и по южной стороне в косах или междо заливами и по островам, которые более от рыб и зверей питаются, имеют особнаго хана. Народ не только о войне, колико о домоводстве прилежат, отчего они имеют множество жит и скота, токмо от киргис-кайсак терпят безпокойство, и для того они в 1740-м году просили, чтоб их принять в российское подданство, что им допущено, и они все знатные с ханом в верности присягу учинили.

http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?t=350

http://www.ast.uz/ru/catalog.php?bid=63&sid=51&aid=245
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 11 июл 2011, 10:43

#86
AD IDY, есть несколько версий, одна казахи заставили их мигрировать(за отказ платить дань), другая они бежали от джунгар

Версия не достоверная. Во-первых, Каракалпаки младшего жуза 18 века, обеспечивали казахов хлебом, порохом, войском и другими средствами. Им незачем было платить дань, это было узаконено в (договоре) Тауке хана. Но другие ханы захотели большего и даже закрывали глаза на произвол чинимыми другими казахскими племенами. А больше всего нижних каракалпаков погубило лояльность России (или закрывание глаз бедам своих подданных) на резню, устроенной Абулхаиром, мол от этой резни им только польза - пусть тюрки режут друг друга.
Во-вторых, джунгарскому влиянию попали Верхние каракалпаки, которые на равне с казахами сражались насмерть за свою землю. Итоги сражений такие, что 3000 каракалпакских кибиток оказались на джунгарской территории. Были составлены договоры о принятии этих каракалпаков в джунгарское подданство. Но каракалпаки узнав, что их обратят в Будду, за одну ночь перебрались на казахскую сторону и дальше продолжили борьбу.
Обратите внимание, тут я не затрагиваю судьбу Сурхандаринских, Заревшанских каракалпаков. Они благополучно осели в Фергане (в 1926 году 28500 чел.), Андижане, Бухаре и других городах и кишлаках нынешнего узбекистана. В Хорезме осели 40% из общего числа всех каракалпаков. Правда, к настоящему времени все они на 80-90 процентов обузбечены.
Так, что братья, нам нечего делить. Мы одна составная некогда кочевых узбеков, наравне с узбеками и казахами. Нужно ценить это и помнить свое родство.
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 12 июл 2011, 12:42

Здесь размещен этнический атлас узбекистана. Каракалпаки с 116 по 125 страницы. Для информации:

http://www.library.cjes.ru/files/pdf/et ... as-uzb.pdf
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 17 июл 2011, 06:52

Продолжаю знакомить некоторыми моментами из истории каракалпаков. Может быть кому-то интересно. Если нам суждено исчезнуть как представителю отдельной нации, что происходило на нашей нынешней родине не раз на протяжении тысячелетий, то это останется как учебное пособие для будущих историков. Например у Гумилева есть работа об исчезнувших Абарах, потомками которых он выделил каракалпаков. Итак:

Автор: Толстова Л. С.
Публикация: Этнография и изучение собственных имен. М., 1971.

Этногенез народов Приаралья (каракалпаков, узбеков, туркмен) восходит к глубокой, не поддающейся пока точному определению древности. По своему географическому положению Приаралье являлось зоной различных (этногенетических, культурных) контактов народов Приуралья, Поволжья, Западной Сибири – с одной стороны, южных областей Средней Азии, Ирана, Передней Азии, Закавказья, а возможно, и Индии – с другой[1].
На территории Хорезмского оазиса за его многовековую историю сменился целый ряд языков, входивших в разные языковые семьи. Это, естественно, оставило свои следы и в исторической ономастике Хорезмского оазиса.
К XIII–XIV вв. здесь после периода длительного сосуществования завершается окончательное поглощение хорезмийского языка, относящегося к восточноиранской группе языков, тюркскими языками. Языки иранской группы, по определению специалистов, получают распространение в Средней Азии, в том числе и в Хорезмском оазисе, уже в начале II тысячелетия до н.э. [29, 7, 11]. Но, по мнению ряда исследователей, не иранские языки являлись древнейшими на территории Хорезмского оазиса. Был предложен целый ряд гипотез о том, какие языки здесь бытовали прежде. С. П. Толстов высказывал предположение о фрако-киммерийской[2] принадлежности языка массагетов [25, 86; 24, 304]. Он же говорит о распространении здесь во II тысячелетии до н.э. языков, называемых «каспийскими», «алародийскими» или «субарейскими» (названия, принятые в работах разных ученых) [22, 309]. Выдвигались и иные предположения, в которых языковая принадлежность доиранского населения Хорезма так или иначе связывалась с языками переднеазиатского древнего Востока (Э. Новотни, А.А. Соколов 121]).
Древней ономастикой Хорезма специально никто не занимался (хотя вопросы ономастики Хорезмского оазиса были затронуты в работах ряда исследователей – С.П. Толстова, Т.А. Жданко, Б.В. Андрианова, Г.П. Васильевой, Б.И. Вайнберг и др.).
Нами были сделаны некоторые наблюдения над дотюркской ономастикой Хорезма в связи с изучением вопроса о происхождении древнейшего компонента в составе каракалпакского народа – бывшего племени мюйтен – myjten (и связанного с ним этногенетически узбекского племени митан), этногенез которых своими корнями уходит в древний Переднеазиатский Восток, что отчасти можно сказать и о каракалпакском этногенезе в целом. Не имея возможности сколько-нибудь подробно останавливаться здесь на положениях, приведших нас к этому убеждению, назовем лишь некоторые из них [27; 28].
Старинная форма бороды мюйтенов, раздвоенной снизу, ведет нас в древний Шумер [32, рис. 13, 17] и находит аналогии в энеолитических памятниках южной Туркмении [30]; переднеазиатские (и южнотуркменские) аналогии обнаруживает каракалпакская орнаментика, а также некоторые элементы старинной каракалпакской и туркменской одежды [23, 147; 14, 166, 218–227]; собранный нами богатейший исторический фольклор каракалпаков-мюйтенов и узбеков-митанов (об этом отчасти см. ниже); некоторые антропологические признаки (представители переднеазиатского антропологического типа у зеравшанских митанов [19, 16], большая европеоидность по сравнению с другими каракалпакскими племенами хорезмских каракалпаков-мюйтенов); некоторые особенности произношения мюйтенов, отдельные элементы лексики и морфологии каракалпакского языка в целом (а также и некоторых других тюркских языков); данные ономастики (топонимии, этнонимии, в меньшей степени антропонимии) – все это является отдельными звеньями в цепи наших доказательств о том, что древнейшие этапы каракалпакского и узбекского этногенеза не могут быть рассмотрены в отрыве от древних этнических общностей Переднеазиатского Востока[3].
На некоторых элементах восходящей к древности ономастики Хорезмского оазиса, требующих лингвистических раздумий, мы здесь и остановимся – не в порядке решения, а в порядке постановки вопроса.
В родо-племенном составе каракалпакского народа наряду со значительным количеством этнонимов тюркского и монгольского происхождения (таких, как кыпчак, кенегес, мангыт, конграт, канглы и др. [9, 111-112]) мы встречаем этнонимы, которые не могут быть выведены из этих языков. С языками иранской группы, по-видимому, могут быть связаны такие родо-племенные названия, как самат (род каракалпакского племени мюйтен), восходящее к названию древнего народа сармат [14, 22], кара-сирак (род каракалпакских племен мангыт и ашамайлы), восходящее к названию сарматского племени сираки (упоминаемого в IV в. до н.э. также на территории Армении [10, 152–153]), кенгчанау (род каракалпакского племени мюйтеи [9, 103]), олам (название туркменского племени), которое ряд исследователей (Г.И. Карпов, Г.П. Васильева и др.) возводят к названию древних аланов [3, 45; 5], асс (род узбекского племени кыпчак в левобережном Хорезме, ныне Аму-дарьинский район КК АССР) от асов, т.е. тех же аланов и др.
Наряду с этим среди этнонимов родо-племенного состава каракалпакского и узбекского народов, а также топонимов Хорезмского оазиса и долины Зеравшана встречаются названия, которые нелегко объяснить и из иранских языков, а если они и поддаются отчасти такому объяснению, то лишь с оговорками, допускающими возможность иного происхождения, с некоторыми фонетическими, морфологическими и лексическими признаками, ведущими нас, по-видимому, в другие (до-иранские) языковые семьи.
Это прежде всего этноним мюйтен (племя хорезмских каракалпаков), митан (племя зеравшанских узбеков) и целый ряд топонимов (возможно, этнотопонимов) с той же основой митан, зафиксированных арабскими и персидскими источниками X–XIII вв. в левобережном верхнем Хорезме (Ардахош-митан, Рахошмитан, Мада-Митан [12, 158, 178, 187, 216]); одно из этих названий – Митан – и поныне существует в названии населенного пункта в южном Хорезме, близ Хазараспа. Еще больше таких названий, причем и до сих пор, на среднем и нижнем Зеравшане – Митан, Ак-Тепе-Митан, Хош-Тепе-Митан, Рамитан, Хурмитан (Урмитан), Армаган, Зармитан и мн. др. Об одном из этих городов, ныне существующем городе Рамитан (близ Бухары), средневековый историк Наршахи (X в.) в своем труде «История Бухары» сообщает, что Рамитан – очень древний город, древнее Бухары, он был раньше центром всей округи и основан за 3000 лет до его, Наршахи, жизни [15, 24–25]. Если и не считать эту дату правильной, мнение средневекового историка о чрезвычайной древности этого поселения заслуживает внимания.
Название Митан вызывало интерес ряда исследователей (Г. П. Савицкий, А. А. Соколов, Гозы Алим [21, 8; 32, 3]) Выдвигались гипотезы о происхождении этого названия, которые, однако, не были должным образом аргументированы и вовсе не были увязаны с данными других научных дисциплин, занимающихся изучением проблем этногенеза. Затронут этот вопрос также В. А. Шишкин в своем труде «Варахша». «Бесспорно, древней является... большая группа названий на «митан»: Рамитан, Армитан, Наумитан, Синджамитан, Сумитан, Зармитан, Хурмитан (или Хурмайтан)», и далее «Следует обратить внимание на то, что все эти названия, без всякого исключения, не объясняются из современных таджикского и узбекского языков (или других языков современного населения Средней Азии), что свидетельствует о большой древности их возникновения» [31, 28–29]. В. А. Шишкин призывает провести специальное историко-лингвистиче-ское исследование, чтобы выяснить языковую принадлежность и семантику этих названий и тем самым определить древние этнические наслоения в населении Бухарского оазиса.
Впрочем, тут же автор выдвигает предположение, что слово митан в топонимах Бухары и Средней Азии в целом может быть сопоставлено со среднеперсидским maethana 'местожительство, дом, фамилия или племя'; ср. с новоперсидским мейхен 'родина, семья, родной очаг' [31, 28– 29].
Если и признать эту трактовку правильной, перед нами спять-таки обнаруживаются элементы южного тяготения (Иран).
Однако ряд указанных выше данных, в частности исторические легенды зеравшанских митанов, говорящие о пребывании их предков близ берегов озера Урмии (Иранский Азербайджан), называвшегося в древности Ма(н)тиане, дают воз можность допустить и иную трактовку.
По северным и западным берегам этого озера и в ряде районов Закавказья (в верховьях рек Аракса и Галиса) в VI в. до н.э.– I в. н.э., как свидетельствуют сообщения ряда античных авторов (Геродот, Гекатей, Страбон, Полибий, П.Мела и др.), обитал народ матиены, которых исследователи (И.М. Дьяконов, И.Алиев [6, 138; 1, 68]) считают поздними хурритами.
От этого последнего названия протягиваются явные линии связей к ономастике Хорезма. В «Хронике» Муниса и Агехи (XIX в.) близ Хазараспа упоминается местность Мутиян [13, 352]. В узбекском шежире (родословной), приводимом в работе Ч. Валиханова, в числе предков узбеков названы матиены (мотиян) [4, 208].
Этноним матиены исследователи (И. М. Дьяконов, И. Алиев) считают возможным связать с названием древнего госу- дарства Митанни (Маитани), существовавшего в верхней Месопотамии в XVI–XIII вв. до н.э. [6, 138; 1, 68].
Мы ставим вопрос, не могло ли здесь изменение ономастических категорий идти по схеме:
Митанни (Маитани)
матиены, Ма(н)тиане
мюйтен, митан мотиян, Мутиян
Впрочем, здесь мы можем лишь фиксировать очевидную взаимосвязь между этими топонимами и этнонимами [последовательность же перехода и первоначальная форма топонима (этнонима) могла быть иной]. При этом такие языковые соответствия наблюдаются на фоне зафиксированных антропологически и археологически переселений групп населения с юга и юго-запада, с территории Иранского нагорья, в южную Туркмению, Хорезмский оазис и в долину Зеравшана.
Что же касается иных форм связей (в частности, культурных), то их ареал в направлении стран Передней Азии можно еще значительно расширить. Отголоски древних передне-азиатских связей фиксируются и данными исторической этнографии, отчасти приведенными выше. В частности, нельзя не обратить внимания на отголоски интереснейших легенд хорезмских каракалпаков-мюйтенов и зеравшанских узбеков-митанов о том, что в места современного расселения они попали с юга, с территории Ирана[4]. Прародительницей своей хорезмские каракалпаки-мюйтены считали Ак-Шолпан (Белая Венера), что опять-таки ведет нас в круг религиозных представлений древних народов Передней и Средней Азии, где с планетой Венерой ассоциируются образы ассирийской богини Иштар и среднеазиатской Анахиты.
Для языковедов небезынтересно проанализировать также другие элементы слов (видимо, сложных, содержащих не один корень), с которыми сочетаются топонимы на -митан, такие, например, как Рамитан, Армитан, Ардахошмитан, Хурмитан, Μада-Митан. Большинство из этих вторых корней, возможно, получит объяснение из иранских языков.
Рамитан, Рахошмитан – в этих названиях повторяется элемент ра, возможно персидское слово pax (тадж. pax, pox) 'дорога'. Такое же толкование дают наши информаторы из зеравшанских митанов, которые говорят, что Рамитан – это в действительности Рохи митан, что значит 'дорога митанов'. Если же это переосмысление, то небезынтересно разобраться, из какого языка может происходить элемент ра, видимо, очень древний.
Армаган – это, возможно, другой вариант того же названия. С другой стороны, интересно сопоставить этот топоним с Армагана – названием области, находящейся предположительно на восточной границе Хеттского царства и населенной хурритами (II тысячелетие до н. э.) [7, 85, 102].
Ардахошмитан – в этом названии вызывает интерес элемент арда, видимо восходящий к индоиранскому artajrta 'правда, истина, праведность' [34, 48]. Вызывает интерес тот факт, что среди топонимов Ванджа (Горно-Бадахшанская АО Таджикской ССР) к группе топонимов, «не поддающихся этимологии ни на основе таджикского языка (или ванджских говоров), ни на основе современных памирских языков или старованджского, в какой степени он известен» [20, 71] А.З. Розенфельд отнесла названия Ардахо и Ардобак, безусловно ассоциирующиеся с приведенным нами названием.
В топониме Maдa-Митан первый элемент мада несомненно ассоциируется с упоминаемым в древневосточных источниках названием индийцев – Madai [7, 78]. Это является свидетельством того, что в Хорезмском оазисе побывали в какой-то период и группы, говорившие на древнем индийском языке (см. также такие топонимы в Хорезмском оазисе и на территории Туркмении, как Амад, Амид, Мадиян, Хурмад [12, 187, 207, 225, 528, 529]).
Давно ведется в науке дискуссия относительно происхождения и значения самого названия Хорезм, «в арабской графике Xwărizm, на хорезмийских монетах начала VIII в. н.э. Xwrzm, древнеперсидское Uvarazmiš, вавилонское Humarizma, эламское Marazmiš, авестийское Hvairizem, ...латинское Chorasmia» [25, 80]. На различных гипотезах, высказанных в связи с этим названием, останавливается в своей работе «По следам древнехорезмийской цивилизации» С. П. Толстов. Он пишет: «Все новейшие исследователи сходятся на том, чтобы во второй части имени zm – zem видеть индоевропейскую основу zem- 'земля, страна' (откуда персидское zamin и наше – земля). Что же касается первого элемента xări, xwāri, то попытки дать ему иранскую этимологию привели к полной разноголосице» [25,80]. Сам С. П. Толстов выдвигает гипотезу, что в основу этого топонима легло этническое имя, и слово Хорезм означает «Земля (страна) народа Хварри, или Харри», т.е. тех же хурритов[5].
Мы думаем, что здесь можно высказать иное предположение, хотя и связанное с теми же хурритами. На хурритском языке слово haw(u)r означало 'земля' [8, 128]. Если сравнивать первый элемент слова Хорезм с этим хурритским словом, то выявляется почти полное тождество, тем более что название Хорезм произносилось очень по-разному в разные времена и у разных народов, и мы не знаем, как именно звучала точно первая составная часть этого слова во II тысячелетии до н.э., когда, по предположению С.П. Толстова, сюда докатилась волна хурритов. Пришельцы могли называть новое место жизни просто Земля, а впоследствии, когда они подверглись иранизации и смысловое значение этого слова было забыто, стали называть его, уже по-ирански, Земля haw(u)r –> huvar -+Xvar, т.е. Хваризм, Хорезм.
Именно во II тысячелетии до н.э. археологи фиксируют появление в южном Приаралье новых элементов с юга, из областей Иранского нагорья (камышлинский этап суярган-ской культуры [26]), и на XIII в. до н.э. падает – по указаниям единственного дошедшего до нас историографа древнего Хорезма ал-Бируни – начало древнейшего хорезмийского летосчисления [25, 83]. Все эти факты несомненно находятся в тесной связи между собой.
Таким образом, в ономастике Хорезмского оазиса, как и долины Зеравшана (видимо, в какой-то мере это относится и к Средней Азии в целом), сохранились следы как древних языков иранской группы, так и слабые отголоски (некоторые элементы лексики, отдельные словообразовательные аффиксы, некоторые фонетические закономерности) древнейших распространенных здесь в прошлом доиранских языков.
Мы не можем судить о том, на каком именно из древних доиранских языков говорили народы Хорезмского оазиса, так или иначе (по всей совокупности данных) тесно связанные со странами Передней Азии. Возможно, здесь оставили следы древние языки разных групп: теперь, при более глубоком изучении древневосточных языков [8], выявляется вся сложность лингвистической картины стран древнего Востока, когда нельзя уже всю большую группу различных доиндоевропейских языков называть «яфетическими», «каспийскими» и т. д.
Однако как данные антропологии, археологии и этнографии, так и данные лингвистики, обнаруживают глубокую, видимо, двустороннюю связь между древними народами Приаралья, бассейна Зеравшана, южной Туркмении (видимо, и Средней Азии в целом) и народами Переднеазиатского Востока – Ирана, областей Армянского нагорья, Двуречья, Малой Азии. Выяснить конкретные детали этих связей, передвижений народов на этой территории – задача и историков древнего Востока, и антропологов, и этнографов, и лингвистов. Большое значение в разгадке этих исторических тайн имеют и материалы исторической ономастики. Даже если наши гипотезы не найдут поддержки, надеемся, что специалисты задумаются над этими вопросами и, возможно, найдут правильное решение.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] В данной статье мы будем рассматривать лишь вопросы, касающиеся южных и юго-западных линий связей населения Хорезмского оазиса.
[2] Древняя ветвь индоевропейской семьи языков.
[3] Это конечно не означает, что процесс этногенеза каракалпакского народа (как и других народов Хорезмского оазиса) нами понимается однолинейно. Помимо древнейшего звена, связанного с Переднеазиатским Востоком здесь было множество других, более поздних звеньев, о которых говорится в других работах [9], при ином аспекте рассмотрения вопросов этногенеза.
[4] Легенды говорят о почти поголовном истреблении или (вариант) изгнании мюйтенов каким то другим народом (вариант – царем) и о том, что в древности у них было свое большое государство. В легендах упоминается также Сирия (Шам), как место прежнего обитания их предков. (Полевые записи Зеравшанского этнографического отряда КК филиала АН УзССР за 1960 и 1963 гг.; полевые записи Северного этнографического отряда КК ФАН УзССР за 1962 г.).
[5] С. П. Толстов в этой же работе приводит некоторые хорезмийско-митаннийские антропонимические параллели. Шаушатар – митаннийское царское имя, Шаушафар – имя хорезмийского царя, то же Артагам и Арта-мих, Шаукаш (имя митаннийской богини) и Шауш. (хорезмийское царское имя). Протохеттское аrnа 'источник, ключ' сохранилось доныне в каракалпакском языке и хорезмииском диалекте узбекского языка в названии каналов – арна [25, 81]. Об этом же слове,'ставшем топонимом, И. М. Дьяконов замечает, что населенные пункты с названием «Арина/Аринна, хеттск– из хурритского?– 'источник'» известны в Малой Азии и в долине Большого Заба {7, 98].
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Re: Кто такие Каракалпаки?

Сообщение Карпов Анатолий 17 июл 2011, 07:04

Продолжая тему: Ссылки на башкирское шежире:

[2] Муйтен, сын Токсабы, считается родоначальником не всех башкир, а только башкир племени Усерган. Упоминание о Муйтене в шежере (Bashqort halqi’ babasi’) весьма интересно с точки зрения древних этнических связей башкир-усерганцев. Башкирское племя Усерган во второй половине I тысячелетия нашей эры в этническом отношении было связано с племенем Муйтен, наиболее древним этническим пластом в составе каракалпакского народа. Муйтены занимали территорию по побережью Аральского моря и некоторые острова. На наличие древних этнических связей башкир племени Усерган с приаральскими муйтенами, помимо сходства этнонимов (Муйтен), указывают многочисленные предания и легенды южных башкир, в которых Средняя Азия и Приаралье фигурируют как древние места их поселений. Кроме того, на древние этногенетические связи башкир-усерган с муйтенами указывают сходство тамг, некоторых названий родов и родовых подразделений и т. д. В конце I тысячелетия нашей эры часть муйтенов в составе печенежских племен могла переселиться в Восточную Европу, где они позднее приняли новое племенное название, согласно шежере, по имени сына Муйтена — Усергана.
Карпов Анатолий
 
Сообщений: 19
Зарегистрирован: 11 июл 2011, 06:41

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Центральная Азия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29

cron