An'ka 01 мар 2011, 09:20
скан из книги историка Аристова Н.А.
сказание составителей биографии Кенисары. Возведение укреплений в Улутау, на Тургае и Иргизе заставило, наконец, Кенисары оста¬вить улутауские кочевки и передвинуться на ур. Каракум и р. Или, чтобы войти в сношения с китайцами и подчинить себе жившие там роды адбан, суван, джелаир, чапрашты и пр.; родоначальники их с султанами Али и Сюком явились к Кенисары с подарками. Китайское начальство также приняло посла его благосклонно. Тогда Кенисары перешел с ур. Каракум на правый берег р. Чу, заняв, рядом с кара-киргизами, урочища Джирен-Айгыр, Курты, Ргайты, Узун-агач и Каргалы. Отсюда он завел сношения с кыргызами и аульеатинскими дулатами. Род чемыр с Байзак-даткою, Бель-ходжа-бием и Медеу-бием, род сейкым с Худайбергень-даткою, род ботпай с Супо-тай-батырем и Андас-батырем, род чапрашты с Саурук-батырем и др. покорились. Но старейшины кара-киргизов отказались: «они еще помнили то, что было при Аб лай-хане. Манапы Урман, Карыбуз и Джантай подстрекнули свой народ делать набеги на кенисаринцев для угона скота. Кенисары послал против них около тысячи своих джигитов; это войско разделилось на две половины; одна занялась грабежом аулов и угоном скота, другая же должна была быть в готовности отражать кыргызские силы, но не исполнила своего назначения, потому что, не видя кыргызов, тоже увлекалась грабежом. В это время три манапа, собравшие людей и находившиеся в засаде в одном ущелье, внезапно напали на грабителей и нанесли им сильное поражение, потеряв со своей стороны манапа Карыбуза, убитого в единоборстве с Агыдай-батырем. Кенисары пристыдил своих джигитов «за бегство пред народом, не составляющим государства, а кочующим аулами в 5-10 кибиток», и сам пошел на кыргызов. Они отправили свои аулы «к вершинам гор Алатау», а сами приготовились к защите, собравшись в отряды, каждый перед местом кочевок. Войска Кенисары напали на отряд рода коши и, разбили его, после боя, продолжавшегося целый день, и захватили 700 пленных вместе с главой рода Хальчи-бием. В^лед^ьощвм--(-^846^тояу^,...Кенисары освободил,^<а^п^чи-бия^с его людьми и снова приглашал остальных кыргызов к покорности, но они, после совещания вновь не согласились ему подчиниться. Тогда Кенисары, собрав войско и начальников Большой орды, пошел на Мерке, но не напал на укрепление, ибо командующий в нем сарт Мохаммед-Али вышел с покорностью и с подарками, в числе которых был «кы-зыл-мурун» (красная морда); этого аргамака Кенисары отдал султану Наурузбаю. От Мерке он пошел к горным ущельям, произвел большой грабеж кыргызов и возвра¬тился с большой добычей на р. Чу, где пробыл до зимы на ур. Ит-кичу. Отсюда он три раза посылал грабить кара-киргизов. Весною 1847 года Кенисары, со всем своим войском, вновь напал сам на кыргызов. Отряды его три дня грабили и разоряли кыр¬гызские аулы. Увлекшиеся грабежом брат его султан Наурузбай и племянник Эрджан были, наконец, около перевала Кара-Кастек-Шункар, окружены кыргызами. Эрджан был взят в плен, вследствие усталости лошади, Наурузбай же успел ускакать. Узнав об участи Эрджана, Кенисары, дожидавшийся их на одном холме близ ур. Киклик-Сенгир2, был крайне огорчен пленом Эрджана и провел день и ночь без пищи, окру¬женный только небольшой частью своего войска, которое по окончании набега уже разошлось. Между тем ободренные пленением одного из султанов кыргызские мана-пы собрали своих людей, получили помощь от прочих родов и в продолжении той же ночи окружили холм, на котором находился Кенисары. С ним находились только на¬чальники подвластных ему родов, 500 ружей и 1 пушка. После трех дней, проведен¬ных в безуспешных боях, без пищи и воды, Кенисары созвал совет. Наурузбай пред¬ложил пробиваться через врагов. Кенисары, опасаясь гибели большей части своих сподвижников вследствие неминуемого при отступлении бегства имеющих лучших лошадей, полагал перебить лошадей и взять с собой только мяса; он думал, что лучше пробиваться пешему отряду: «никто не может разбить пеших, храбро сражающихся и вооруженных 500 ружей». Окончательное решение было отложено до утра, но ночью сначала часть, а потом и большинство