Кенесары

Общение представителей 5-ти стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + Афганистана.

Re: Кенесары

Сообщение Поплия 07 апр 2011, 17:47

Кенесары надеялся стать ханом кыргызов. Но кыргызы, как еврейи из Синая не помнили фараонову (ханскую) власть. Да и манапам высокородный конкурент не нужен был. А Кенесары хан - последни хан выбранный большинством, демократическим путем. Программа его "правительства" понравилась народу, и он за ним пошел. Разонравилась отошел.

Голову хана забрать из Эрмитажа. Построить мавзолей в Кокшетау.
Аватар пользователя
Поплия
 
Сообщений: 31
Зарегистрирован: 19 янв 2011, 12:07

Re: Кенесары

Сообщение AlexCSR 22 июн 2011, 06:15

Череп Кенесары-хана необходимо вернуть на родину
Общество, Евгения Сазонова, 31 канал27 апреля 2009
Историки Казахстана заявили: череп Кенесары-хана необходимо вернуть на родину. По одной из версий, реликвия хранится в кунсткамере Эрмитажа. По другой ее следы теряются в запасниках Гохрана России. Как добиться возвращения ханского черепа на родину? Ответ на этот вопрос искала корреспондент Информбюро Евгения Сазонова

ДУЙСЕНБЕК БАЙМАХАНОВ, ЮРИСТ:

- С левой стороны на мраморном столе череп безе теменной части. На правой стороне выжжено "Голова бунтаря киргиза Кенес хана Николаю" от Урманхана…

Череп последнего казахского хана необходимо вернуть на историческую родину. Ему не место в кунсткамере, - заявляют историки. Сейчас реликвия хранится в Санкт-Петербурге.

Как известно Николай 1, собирал экспонаты по всему миру. Голова бунтаря Кенес-хана стала очередным подарком царской персоне. Российский царь не признавал Кенесары ханом казахских степей. Голову непокорного степного владыки императору преподнесли враги Кенесары. Вот уже больше 150 лет считается, что тело Кенесары хана похоронено в Киргизии. Доказательств тому нет. Экспертизу не проводили.

Группа энтузиастов заявила о готовности любыми способами и средствами вернуть голову Кенесары Касымова из Питера в Казахстан. И предать останки земле. Потомки хана не хотят, чтобы дорогие им останки перекочевали из витрины в витрину и попали в очередной - пусть даже и казахстанский музей.

ХАЙРОЛЛА ГАБЖАЛИЛОВ, ПРЕЗИДЕНТ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА "АЛАШ":

- Наша задача, во-первых, найти где, в каком музее, какой номер, место. После этого будем думать - через правительство, через интернет-музей. Как обменять или как получить это уже вопрос другой…

http://news.nur.kz/society/124041.html?utm_medium=ba...
Аватар пользователя
AlexCSR
 
Сообщений: 201
Зарегистрирован: 31 дек 2010, 13:48

Re: Кенесары

Сообщение pync 06 ноя 2011, 19:08

М.К.Койгелдиев, д.и.н., профессор

Рыцарь духовного наследия казахского народа
(Кенесары Касымов)

У каждого народа есть хранители-талисманы его духовных и моральных ценностей. К ним относятся знаковые, священные места исторических событий; города, освещенные историческими традициями; выдающиеся деятели. И это естественно. На переломных этапах своей истории каждый народ обращается к своим духовным корням. И при этом важно, вчера или несколько столетий раньше произошли эти знаковые события и жили эти личности, - время не имеет значения. Казахский народ всегда будет обращаться к событиям национально-освободительной борьбы 1837-1847 годов – событиям национальной гордости и боли. В них воедино слились интересы различных регионов Казахстана, различных жузов и родоплеменных объединений. Священны места военных действий и Ставки повстанческих отрядов. Всегда в памяти людей будут жить имена батыров – участников борьбы. И особое место среди них занимает легендарная личность Кенесары Касымова.

Имперская политика России не мыслилась без территориальных захватов, колонизации новых земель и народов. Казахские земли и казахский народ постепенно, на протяжении длительного периода, целенаправленно вовлекались царизмом в орбиту имперского влияния.
Освободительная война 1837-1847 годов происходила в период экспансии царского правительства и кокандских правителей на казахские земли. В этих условиях Кенесары Касымов сумел поднять основную часть казахских родов. И в этом движение под руководством К.Касымова несравнимо ни с предыдущими, ни с последующими национально-освободительными выступлениями на территории Казахстана. На самом успешном начальном этапе восстания Ставку Кенесары Касымова поддержали свыше 80 султанов, биев и старшин только из Среднего жуза. В ходе восстания к нему присоединились казахи Младшего и Старшего жузов. Правда, это было не одновременно и не в равной степени. Однако тезис, выдвинутый историком Е.Бекмахановым о том, что в восстании участвовали казахи всех трех жузов, отрицать нельзя.

Освободительная война под руководством К.Касымова высветила глубину противоречий между конфликтующими сторонами, несовпадение их коренных интересов, а именно – желание российской стороны присоединить к себе огромную территорию с ее большими природными ресурсами и тем самым обеспечить себя солидным рынком сбыта, а с другой,- стремление казахов защитить свои земли от колониального захвата, восстановить свою государственность. Правда, борьба казахов за свою независимость началась гораздо раньше. Выступления народа под предводительством Сырыма Датова (1785-1797), Арынгазы Абулгазиева (1816-1821), Исатая Тайманова (1836-1937). Губайдуллы Валиханова (1824-1825) являлись убедительными доказательствами нежелания народа жить в условиях колониальной зависимости. Восстание под руководством Кенесары Касымова стало как бы логическим завершением, апогеем народного сопротивления.
Время силовых дискуссий ушло в прошлое, когда подвергались сомнению общенациональный характер борьбы, ведущая прогрессивная идея этого противостояния. В национально-освободительной борьбе под предводительством Кенесары Касымова активно участвовали все слои казахского общества, простых шаруа-скотоводов до султанов-чингизидов. В составе армии Кенесары, временами дохдившей до 20 тысяч джигитов, находились выходцы из всех трех казахских жузов. Как в свое время верно заметил профессор Е.Бекмаханов, К.Касымов, “придя на новое место, тотчас же легко приобретал новых сторонников”1. Абсолютное большинство “из них добровольно и даже с энтузиазмом” становились под знамена Кенесары. Все это свидетельствует о притягательном характере программных требований и целей К.Касымова, которые достаточно убедительно и ясно были доведены до сведения императора Николая I и его генерал-губернаторов в Омске и Оренбурге. “Имея честь сим Вас известить, что желание мое есть то, чтоб двух владений народ пребывал в спокойной жизни, но ныне же Вы подозреваете меня, будто бы я подданных ваших людей присваиваю себе.
Аватар пользователя
pync
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 01 янв 2011, 05:50

Re: Кенесары

Сообщение pync 06 ноя 2011, 19:10

Напротив того, я говорю, что Вы на принадлежащих деду нашему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину. Следовательно, Вы нас притесняете, и мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении Вашем никак невозможно. Например, каково бы было, если бы другое владение заведовало Россией, так то и нас возьмете в соображение”,2 - писал хан Кенесары. Безусловно, эти требования были понятны и близки без исключения всем социальным слоям казахского общества. И в основе небывалой прежде широкой популярности хана лежал именно данный фактор.
Казахский народ так же, как и другие народы, в многовековой и упорной борьбе отстаивал право на уважение своего национального достоинства.

Вот почему антиколониальное выступление казахов под предводительством хана Кенесары Касымова оценивается как выдающееся событие в истории нашей страны. Принимая самое активное участие в этом общенациональном освободительном движении, казахский народ отчаянно защищал свою государственную и территориальную целостность, а через них и свою этническую аутентичность. А ведь как точно выразился сенегальский антрополог Шейх Анта Диоп, национальный суверенитет – это лучшая школа ума и души народа, единственное средство сохранения его главных достоинств.

Ставка К. Касымова смогла создать мобильную часть восставших отрядов, в необходимых случаях к ней присоединялись ополченцы разных родов. Провозглашение К. Касымова ханом, проведение многочисленных разведывательных и военных действий, военные подступы и атаки на российские отряды, на кокандские крепости, ведение дипломатических отношений с царской администрацией, с Бухарским и Хивинским ханствами – все это свидетельствует о незаурядном таланте, личном мужестве и стойкости Кенесары Касымова. Нельзя не сказать о его сподвижниках, о той плеяде военачальников, которая была рядом с ним: Агбай, Иман, Босыгора, Жанайдар, Ангал, Сураншы, Жауке, Жоламан. Борьба против захватчиков и внешнеполитическая деятельность были главными факторами в жизни Кенесары Касымова. Однако следует обратить внимания и на другую сторону его деятельности – внутреннюю политику. Поддержание хозяйственной деятельности восставших на протяжении целых десяти лет, политика в торговых отношениях, распределение пастбищных угодий, взаимоотношение между родами, решение спорных вопросов – все это входило в поле деятельности ставки К. Касымова. И в этих вопросах требовались точный расчет, твердая воля. Только в условиях жесткой дисциплины можно было решать задачи борьбы с царскими карательными отрядами и кокандскими притязаниями. Именно в силу этого в ходе восстания возникали моменты, которые с точки зрения сегодняшнего дня воспринимаются как негативные, хотя они отражали тяжелую реальную действительность.

Историческая значимость Кенесары Касымова настолько велика, что нет никакой необходимости ее идеализировать. Исторические проблемы всегда сложнее, чем попытки изображать прошлое только белым или черным цветом, что и было свойственно методологии командно-административной системы.
Аватар пользователя
pync
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 01 янв 2011, 05:50

Re: Кенесары

Сообщение pync 06 ноя 2011, 19:11

Сталинская методология истории всегда была в раздоре с этим фундаментальным, первоначальным принципом жизни любого этноса. Обратимся к конкретному примеру. В 1944 году 10 апреля в разгар второй мировой войны состоялось совещание историков под руководством секретарей ЦК партии Маленкова и Андреева, которое, обсудив Историю Казахской ССР в тезисах, приняло следующее решение: “1.История колонии не должна отрываться от России и других колоний. 2.Колонизация – факт объективно прогрессивный… 3.Борьба масс против … насильственных действий колонизаторов прогрессивна. 4.Но не следует идеализировать вожаков национально-освободительного движения…”/3/.

Словом, историки Казахстана, как, впрочем и других союзных республик, изучая историческое прошлое своего народа, обязаны были описывать процесс его вхождения в состав Российской империи “как факт объективно прогрессивный” и одновременно не смели “идеализировать вожаков национального движения”. Путаные, неприемлемые установки советских резолюций смыкались с идеологическими постулатами официальной идеологии России в ХIХ веке. В российском обществе, как это правильно заметили западные исследователи, на протяжении ХIХ в. постоянно усиливалось европоцентрическое чувство превосходства русских над казахами, тюркскими народами империи вообще, и при таком усилении все меньше оставалось места для толерантности и понимания иного социального уклада, иной хозяйственной структуры, иной системы ценностей. Как и другие западноевропейские колониальные державы, у которых Россия переняла это самосознание, считалось, что она должна была якобы исполнить в Азии некую цивилизаторскую миссию, неся “примитивным” нерусским свет “более высокой” европейской культуры/4/.

Кенесары Касымов как личность, наделенная выдающимися качествами, не мог не предвидеть наступления нового этапа колониальной зависимости для своего народа. Российские законодательные акты, принятые уже в 60-е гг. ХХ в., т.е. спустя 20 лет после поражения движения Кенесары, лишили казахский народ основных прав. Так, Временное Положение об управлении степными областями (21 октября 1868 г.) объявило казахские земли государственной собственностью, что, по существу, явлилось их аннексированием. Высший общественный слой казахского общества (султаны, бии, батыры и др.) были приравнены к “сельским обывателям”. Всевозрастающее значение для империи приобретает заселение казахских областей переселенцами из внутренних губерний России. Таким образом, решительное наступление на традиционные устои национальной жизни стало своеобразной реакцией власти на освободительное движение 1837-1846 гг.

Все же десятилетняя освободительная война казахского народа под предводительством Кенесары Касымова не прошла бесследно. Образы Кенесары и его соратников всегда живы и будут жить в памяти народа, вызывая гордость потомков. Время неумолимо идет вперед, выдвигая совершенно новые методы и средства борьбы за независимость. С начала ХХ в. на политическую арену вышли национальная интеллигенция, новая политическая элита, носители новых идей, для которых хан Кене служит идеалом преданности интересам народа.

Кенесары Касымов был и остался для нас рыцарем духовного наследия казахского народа.

1. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40 годы Х1Х века. Алма-Ата. 1992. –С. 169-170.

2. Национально-освободительная борьба казахского народа под предводительством Кенесары Касымова // Сб. документов. Алматы. 1996. - С.121.

3. Вопросы истории. 1988. № 11.- С. 64-65.

4. А. Каппелер. Россия – многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М. 1997.- С. 153.
Аватар пользователя
pync
 
Сообщений: 55
Зарегистрирован: 01 янв 2011, 05:50

Re: Кенесары

Сообщение туман 08 ноя 2011, 01:46

Это точно.
Аватар пользователя
туман
 
Сообщений: 249
Зарегистрирован: 30 дек 2010, 03:50

Пред.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Центральная Азия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron