kairat 07 сен 2012, 16:01
Самоназвание хакасов - тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай. В Российском государстве в ХVII - ХIХ вв. в отношении хакасов употреблялись термины минусинские татары, ачинские татары, абаканские татары.
Хакасы живут в Республике Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Численность в других регионах Российской Федерации: 13,3 тыс. человек. Численность в Российской Федерации - 78,5 тыс. чел. Общая численность - 80,3 тыс. чел. Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (саай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал).
Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) - южносибирской.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Хакасский язык подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 70% хакасов.
В российских архивах хранятся хакасские послания ХVII - ХVIII вв., написанные как монгольскими, так и "своими татарскими" письменами. В 1928-1938 гг. создана письменность на основе латинской графики. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики.
Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.
У хакасов существовал также культ "тeсей" - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тeсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.
Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы, упоминаемые, главным образом, в китайских источниках под различными этнонимами: гэгунь в 201 г. до н.э., хэгу в составе племен теле в V в., цигу в VI в., хягас в IХ в., в VIII в. кыргызы упоминаются в древнетюркских и мусульманских источниках, еще раньше (в VI в.) - в византийских, в 840 г., разгромив древних уйгуров, кыргызы создали в Центральной Азии свое государство - Кыргызский каганат, павший в результате экспансии в Центральную Азию киданей (916, 924 гг.), однако кыргызское государство на среднем Енисее продолжало существовать до 1209 г., когда монголы подчинили кыргызов своей власти, в 1293 г. окончательно покоренные енисейские кыргызы вошли в состав монгольского Китая (династия Юань), восстановив самостоятельность после его падения в 1368 г. В 1604-1703 гг. кыргызское государство на Енисее упоминается в русских источниках («Киргизская земля»), оно тогда подразделялось на 4 владения (улуса), в рамках которых формировались этнические группы современных хакасов: в Исарском (Озерском, в русских источниках) - качинцы, в Алтырском - сагайцы, в Алтысарском - кызыльцы, в тубинском - койбалы на основе тюркизации самодийских (кашинцы, маторы, саяны и др.) и кетских (арины, байкотовцы, ястынцы и др.) племен, входивших в состав киргизских улусов в качестве данников («кыштымов») и оказавших доминирующее влияние на антропологию хакасских этнических групп.
В ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов: качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев (8 тыс. человек, в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев, составлявших в ХVIII в. владения «князца» Койбала) и бельтиров (4,8 тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название бельтир - «устьинцы»). Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.
В ХХ в. процесс консолидации этнических групп «минусинских», или «абаканских», «татар» завершился образованием хакасского народа (этноним хакасы восходит к китайскому названию кыргызов в эпоху династии Тан VII - Х вв.), уже в 1920-е гг. этноним хакасы утвердился в качестве русского наименования народа; субэтнонимы этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания, хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные изменения за 80 лет: «растворились» в составе сагайцев группа бельтиров, большая часть койбалов и шорские группы, оказавшиеся на территории Хакассии. Таким образом, если в 1897 г. сагайцы составляли 35% численности «минусинских татар» (с 1917 г. - хакасы), то в 1977 г. - 70%, качинцы - 30,2% в 1897 г. и 23% в 1977 г., кызыльцы - 20% и 5% соответственно по годам, койбалы - 2,6% и 2%, а бельтирами (12,2% в 1897г.) в 1977 г. не назывался никто. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса идет по линии ликвидации группового этнического самосознания (т.е. подразделений - качинцев, сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для всех хакасов, с другой. Этническому единству способствует появление в 1991 г. национального праздника хакасов Ада-Хоорай, основанного на древних ритуалах и посвященного памяти предков.
Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища хакасов - нерешетчатая юрта.
У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.
В 80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
С начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На этих праздниках поддерживается культ родовых гор.