современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Общение представителей 5-ти стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + Афганистана.

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение Black Promoter 02 авг 2011, 11:47

Часть кыргызов (таласские) возможно являются в какой-то мере родственными хакассам. В большей мере, чем сары-ташские кыргызы или казахи, но в меньшей, чем тывинцы или северные алтайцы.
Сары-ташские кыргызы, а также южные, живущие в Памире и Вахане являются потомками кипчаков и весьма далеки от своих сибирских родственников.
Вообще факт того, что кыргызы говорят на кипчакском языке показывает, что тюрки уже жили на территории современного Кыргызстана, когда туда пришли древние кыргызы. Эти тюрки и есть представители современного кыргызского населения, пришлые енисейцы составили лишь малую часть кыргызского этноса.
Да и потом, генетика кыргыз показывает большую долю гаплогруппы R1a, что свидетельствует о том, что "массового переселения" кыргыз не было, а была лишь перекочевка знатных кыргыз вдоль Алатауских хребтов на юг. А то самое коренное население современного Кыргызстана это те же люди, что и современные кыргызы. Возможно они называли себя как-то иначе, но видимо государственное господство (каганат, союз племен и т.п.) енисейских кыргыз стало результатом "переименования" людей в честь правящей династии. Как я уже заметил, это обычное явление для тюрков, когда в честь правителей, династий и господствующих племен называли государство (династия - Шейбаниды, племя - Хунну, Сельджуки, государь - Узбек-хан, Тимур, Чагатай и т.п.).
Главным фактом является генетическое разнообразие кыргыз - среди них бывают и блондины, и зеленоглазые, и европеоиды. Также как и среди казахов. Однако кыргызы это потомки преимущественно племен Усуней (Уй-сюны, гуннское племя), они напрямую родственны старшежузовцам (из рода Сары-Уйсын) среди казахов.
В принципе енисейские кыргызы также не были особенно монголоидны. Результат "монголоидизации" или точнее "сибиризации" кыргыз на Енисее (ныне хакасс) стало скорее всего смешение с коренным населением - самоедами (уральцами) и прото-енисейцами (кеты и пр.).
Данный факт привел булгаро-татарский писатель А. Баяр. Однако там он делал акцент на "смешение с ираноязычным населением Сибири". Спрашивается где такое слыхано, чтоб кто-нибудь в Сибири говорил на пуштунском или ваханском (принимая во внимания изолированность Сибири и отличную сохранность коренных языков (до середины XX в.)). Находили хакасские похоронные маски, где были явные европеоидные и смешанные сибироидно-европеоидные лики, находили даже изображение древнехакасских воинов с выступающими подбородками, такими же как у современных греков или турков. Но я оставлю это для другого обсуждения.

Язык также играет роль. Тюркские языки не переходят из одной группы языков в другую вот так вот просто. Тем более в такой изолированной, горной местности как Кыргызстан. Если бы кыргызы были 100%-ными пришельцами с севера, то тогда бы в изолированных горынх районах Кыргызстана сохранились бы потомки тех самых кыргыз Енисея, которые бы разговаривали на диалекте хакасского, ведь хакасский ВЕСЬМА отличен от кыргызского, даже если учесть хорошую сохранность тюркских языков. Однако сегодня все кыргызы говорят на кипчакском диалекте, что свидетельствует о том, что современные кыргызы это 100% коренное население Кыргызстана. Конечно были миграции, кто-то приходил, кто-то уходил. Однако нет никаких достоверных свидетельств "массовых" переселений. А исходя из антропологии, языка и даже топонимики можно прийти к разным, порой, противоречащим друг-другу выводам...
И вообще что касается теорий о "массовых переселениях" тюркоязычных народов, то это результат советской пропаганды, распостранявшей идею колонизации Ц. Азии, стереотипов о тюрках, как о "монголах" и прочего бреда. Никто не знает историю одного народа лучше, чем сам этот народ.
Я считаю, что кыргызы жили на этой земле тысячелетиями, а не "пускаясь в странствия" с Енисея, то в Ц. Азию, то в Китай, как утверждает официальная наука.
Аватар пользователя
Black Promoter
 
Сообщений: 103
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:10

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение Black Promoter 02 авг 2011, 11:49

если хотите, можете почитать (на английском): http://s155239215.onlinehome.us/turkic/70_Dateline/K...
Аватар пользователя
Black Promoter
 
Сообщений: 103
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:10

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение panker 04 авг 2011, 05:21

Угу, спасибо за ссылку ,прочитала - понравилось)) проще говоря можно скзать что на юге сохранились потомки техз народов которые жили еще до прихода енисейских киргизов; а на севере - есть потомки сибиряков?
Аватар пользователя
panker
 
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 03 янв 2011, 19:34

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение Black Promoter 04 авг 2011, 09:45

можно сказать и так, однако тут не учитываются некоторые детали... Во первых утверждать, что на севере лишь сибиряки, а на юге коренные это весьма натянуто. В принципе, и те, и те это одно и тоже. Но генетически таласские кыргызы ближе к хакассам. Принятие имени "кыргыз" тюрками Кыргызстана, связано прежде всего с расширением государства кыргызов. В принципе предки большинства таласцев те же, что и у южных, однако среди таласцев селились сибирские кыргызы, женившись на местных женщинах мужчины-сибиряки "окипчакивались", их дети переходили на язык матери - кипчачки, а их мужья со временнем перенимали язык местных тюрков и культурно ассимиллировались среди местных. Как я уже замечал, предки енисейских кыргыз не были такими уж "сибиройдами" (Динлины были тюркоязычным народом, предком кыргыз, о которыз китайцы сообщали что те были рыжими, большеглазыми с разным цветом глаз), но из-за смешения с коренными самоедами и енисейцами обрели вполне сибирские черты лица.
Данное смешение произошло сравнительно давно, ведь на остатках Андроновской культуры (арийцы между прочим)))) в районе Енисея нашли черепа с типом, таким же как у современных кыргыз.

А когда государство кыргыз расширилось на юг, то кипчако-язычный народ, ныне известный как кыргызы, а некогда возможно как усуни (Уйсюны - возможно "домашние гунны", т.е. живущие в домах) стал называть себя "кыргыз".
Как я уже отмечал, то же самое было с тохарами. Сегодняшние уйгуры говрят на том, же языке, что и тохары, однако называют себя в честь правящего племени - уйгуров. Древне-уйгурский сильно отличается от современного уйгурского (тохарского). Древние уйгуры по языку напоминали енисейских кыргыз или саха-якутов. Но современные уйгуры ("восточные тохары") говорят языке, который родственнен западным тохарам (т.е. узбекам). Ясно что древние уйгуры и современные это разные народы, говорившие на двух разны типах тюркских языков. А тюркские языки "один в другой" не переходят, особенно если учесть что упоминаемые еще Геродотом тохары обитали в области современного Узбекистана, что подтверждает расположение родственных друг другу узбекского и уйгурского языков (т.е. Тохаристан и Тохария или южная Уйгурия).
Аватар пользователя
Black Promoter
 
Сообщений: 103
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:10

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение panker 04 авг 2011, 10:04

Здорово)) откуда такие познания7
Аватар пользователя
panker
 
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 03 янв 2011, 19:34

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение Black Promoter 04 авг 2011, 16:13

сам начитался ))))) много чего с вот этого сайта узнал: http://www.turkicworld.org/
если не откроется:
http://s155239215.onlinehome.us/turkic/turkicsite.htm

советую в тему почитать:
http://s155239215.onlinehome.us/turkic/20Roots/Zakie...
Аватар пользователя
Black Promoter
 
Сообщений: 103
Зарегистрирован: 13 янв 2011, 15:10

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение panker 05 авг 2011, 02:52

Ильяс, я так поняла, что ты имеешь ввиду что связь не такая сильая? тогда как объяснить тот факт, что киргизы (особенно житли северных горных районов, например, Су-Самыра) внешне очень сильно напомниают сибиряков? Тех же тывинцев, хакасов. То же самое касается алтайского языка. Когда представители этих народов говорят на своих языках я без особого труда узнаю знакомые слова родного языка. Например, башкирам понять хакасов гораздо сложнее чем киргизам.
Аватар пользователя
panker
 
Сообщений: 141
Зарегистрирован: 03 янв 2011, 19:34

Re: современные Кыргызы Центральной Азии и Енисейские Кыргызы. Какая взаимосвязь?

Сообщение kairat 07 сен 2012, 16:01

Самоназвание хакасов - тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай. В Российском государстве в ХVII - ХIХ вв. в отношении хакасов употреблялись термины минусинские татары, ачинские татары, абаканские татары.
Хакасы живут в Республике Хакасия (62,9 тыс. чел. по данным на 1989 г.), в Туве (2,3 тыс. чел.), в Красноярском крае (5,2 тыс. чел.). Численность в других регионах Российской Федерации: 13,3 тыс. человек. Численность в Российской Федерации - 78,5 тыс. чел. Общая численность - 80,3 тыс. чел. Хакасы подразделяются на четыре этнографические группы: сагайцы (саай), качинцы (хааш, хаас), кызыльцы (хызыл), койбалы (хойбал).
Антропологически хакасы относятся к вариантам переходных форм от уральской расы к южносибирской: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральской расы, у южных (главным образом, качинцы) - южносибирской.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Хакасский язык подразделяется на 4 диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 70% хакасов.
В российских архивах хранятся хакасские послания ХVII - ХVIII вв., написанные как монгольскими, так и "своими татарскими" письменами. В 1928-1938 гг. создана письменность на основе латинской графики. Современная письменность создана в 1939 г. на основе русской графики.
Официально все хакасы были крещены Русской Православной церковью в 1876 г. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.
У хакасов существовал также культ "тeсей" - семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тeсей, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.
Одним из ведущих этнических компонентов в сложении хакасов как этноса являются кыргызы, упоминаемые, главным образом, в китайских источниках под различными этнонимами: гэгунь в 201 г. до н.э., хэгу в составе племен теле в V в., цигу в VI в., хягас в IХ в., в VIII в. кыргызы упоминаются в древнетюркских и мусульманских источниках, еще раньше (в VI в.) - в византийских, в 840 г., разгромив древних уйгуров, кыргызы создали в Центральной Азии свое государство - Кыргызский каганат, павший в результате экспансии в Центральную Азию киданей (916, 924 гг.), однако кыргызское государство на среднем Енисее продолжало существовать до 1209 г., когда монголы подчинили кыргызов своей власти, в 1293 г. окончательно покоренные енисейские кыргызы вошли в состав монгольского Китая (династия Юань), восстановив самостоятельность после его падения в 1368 г. В 1604-1703 гг. кыргызское государство на Енисее упоминается в русских источниках («Киргизская земля»), оно тогда подразделялось на 4 владения (улуса), в рамках которых формировались этнические группы современных хакасов: в Исарском (Озерском, в русских источниках) - качинцы, в Алтырском - сагайцы, в Алтысарском - кызыльцы, в тубинском - койбалы на основе тюркизации самодийских (кашинцы, маторы, саяны и др.) и кетских (арины, байкотовцы, ястынцы и др.) племен, входивших в состав киргизских улусов в качестве данников («кыштымов») и оказавших доминирующее влияние на антропологию хакасских этнических групп.
В ХIХ в. завершается процесс этнического формирования этнических групп хакасов: качинцев (12 тыс. человек в 1897 г.), сагайцев (13,9 тыс. человек), кызыльцев (8 тыс. человек, в составе кызыльцев ассимилировались группы татар Сибирского ханства и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в ХVI или в начале ХVII в.), койбалов (1 тыс. потомков тюркизированных маторов и байкотовцев, составлявших в ХVIII в. владения «князца» Койбала) и бельтиров (4,8 тыс. потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда название бельтир - «устьинцы»). Таким образом, хотя основная часть кыргызов была в 1703 г. выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине ХVIII в. кыргызы вошли в состав будущих хакасов.
В ХХ в. процесс консолидации этнических групп «минусинских», или «абаканских», «татар» завершился образованием хакасского народа (этноним хакасы восходит к китайскому названию кыргызов в эпоху династии Тан VII - Х вв.), уже в 1920-е гг. этноним хакасы утвердился в качестве русского наименования народа; субэтнонимы этнических групп продолжают бытовать на уровне внутриэтнического самосознания, хотя удельный вес каждой из групп в составе хакасов претерпел значительные изменения за 80 лет: «растворились» в составе сагайцев группа бельтиров, большая часть койбалов и шорские группы, оказавшиеся на территории Хакассии. Таким образом, если в 1897 г. сагайцы составляли 35% численности «минусинских татар» (с 1917 г. - хакасы), то в 1977 г. - 70%, качинцы - 30,2% в 1897 г. и 23% в 1977 г., кызыльцы - 20% и 5% соответственно по годам, койбалы - 2,6% и 2%, а бельтирами (12,2% в 1897г.) в 1977 г. не назывался никто. В настоящее время процесс консолидации хакасского этноса идет по линии ликвидации группового этнического самосознания (т.е. подразделений - качинцев, сагайцев и т.д.), с одной стороны, и возрождения народных традиций, общих для всех хакасов, с другой. Этническому единству способствует появление в 1991 г. национального праздника хакасов Ада-Хоорай, основанного на древних ритуалах и посвященного памяти предков.
Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота (главным образом у кызыльцев) в тайге, саянских горах (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу ХIХ в. Осенью подтаежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10 - 15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища хакасов - нерешетчатая юрта.
У хакасов наиболее распространенным был костюм качинцев. К началу XX в. они широко использовали покупные ткани. В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.
Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.
В 80-90-е гг. среди хакасов наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка.
С начала 90-х гг. среди хакасов начался процесс возрождения родовых и фамильных праздников, во время которых совершаются поклонения земле, моления предкам. На этих праздниках поддерживается культ родовых гор.
kairat
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 07 сен 2012, 15:59

Пред.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Центральная Азия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 37

cron