Vikylia 24 фев 2011, 18:44
У них есть свои привычные издавна представления о том, что в отношении туркмен можно себе позволять. А чего – нельзя. Поэтому они приходят в изумление, когда центральные газеты и телеканалы Казахстана начинают, подражая практике российских коллег, высмеивать Туркменбаши и порядки в сегодняшнем Туркменистане. Дело не в опасениях, а нормах приличия, свойственных сложившейся культуре взаимоотношений двух соседствующих народов – казахов и туркмен. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу - смерть.
Так, и туркмены могут болезненно реагировать на критику сегодняшнего положения дел у себя на родине из уст казахов, но при этом совершенно спокойно воспринимать ее же со стороны россиян. Или просто русских. Причем наша критика порядков в Туркменистане может восприниматься как обида даже теми туркменами, которые сами не в ладах с правящим там режимом. Впрочем, аналогичная реакция свойственна и казахам. Несколько лет тому назад один автор из туркменских диссидентов, проживающих нынче за пределами своей родины, в своей статье посвященной политической ситуации в постсоветской Центральной Азии покритиковал в числе прочего и порядки в нынешнем Казахстане. Реакция отсюда на это была в духе “ты на себя и на свою страну посмотри, а мы тут как-нибудь без тебя разберемся”. Причем некоторые из тех, кто реагировал тогда таким образом, сами являются давними и последовательными критиками властей Казахстана.
А.Тулеев – гордость казахов и туркмен
Соседствующие народы Центральной Азии, помимо всего прочего, объединяет и то, что у них общие герои. Причем не только в прошлом. К примеру, в двадцатом веке были, по меньшей мере, три выдающиеся персоны, которыми одновременно гордились и узбеки, и казахи. Это – государственный деятель Турар Рыскулов, Герой Советского Союза, генерал Сабыр Рахимов и художник Орал Тансыкбаев. Все трое они по происхождению являлись казахами, но по жизни были связаны с Узбекистаном. Интересно посмотреть на то, как их воспринимает узбекская общественная мысль. То, что Т.Рыскулов был казахом, узбекская общественная мысль не оспаривает, но при этом он в ее видении предстает как один из основоположников современной государственности Узбекистана. С.Рахимова там считают всецело своим, так что узбеки не очень-то соглашаются делиться гордостью за него с казахами. А вот О.Тансыкбаева они, хоть и гордятся им тоже очень, вроде как признают казахом. Мне не раз приходилось читать или слышать, как о том или ином талантливом художнике Узбекистана говорили: “Это – узбекский Орал Тансыкбаев”. Но как бы то ни было, такие выдающиеся личности нас с узбеками объединяют, а не разъединяют. И это очень хорошо.