По своему назначению туркменские ковры делились на халы — ковры в собственном смысле слова, служащие для убранства жилищ; намазлык — небольшие коврики, употреблявшиеся раньше для подстилки во время молитвы, и гапыкилим, энси— средней величины ковры, предназначенные для завешивания входа и юрту. Помимо того, к ковровым изделиям относятся различные сумки — торба, развешиваемые на стенах дома или юрты и служащие для хранения мелких домашних вещей; мешки — чувал, мапрач — для хранения платья, белья и других вещей, имеющие в то же время декоративное значение; переметные сумы — хорзуун и, наконец, декоративные украшения — осмалдык, халык— для верблюжьего вьюка, а также различного рода ковровые ленты— акйуп,голан (полам) до 10—15 м длиной и 20—40 см шириной, употребляемые для украшения внутренних стенок юрты и для опоясывания ее наружных войлочных покровов.
Плотность туркменских ковров различна. Наиболее часты ковры невысокой плотности - 100-200 тысяч узлов на квадратный метр, однако встречаются туркменские ковры и плотностью 600 тысяч узлов на квадратный метр и более. Основная часть попадающих на рынок текинских, иомудских и других туркменских ковров имеет сравнительно небольшие размеры - от 60 на 90 сантиметров до 1,5 на 2 метра, однако ковры больших размеров также не редкость.
В туркменских коврах преобладают красные тона, цветовая гамма варьирует от темно-вишневого (в пендинских коврах) до почти алого цвета (у текинцев). Из других цветов чаще всего присутствуют черный и белый, а в йомутских коврах еще и синий. Белый цвет со временем приобретает оттенок слоновой кости, а красные тона несколько блекнут, что придает старым ковровым изделиям особую легкость, гармоничность колорита.
До конца XIX в. для окраски шерсти туркмены употребляли исключительно растительные, весьма стойкие красители. В более поздний период на смену растительным пришли более дешевые нестойкие анилиновые краски, что значительно ухудшило цветную гамму. Узор ковров — геометрический, причем характерный для каждого крупного племени. В больших коврах особенно четко видно деление на центральное поле и кайму. В центре в шахматном порядке располагаются восьмиугольники и ромбы, заполненные разным узором; в коврах йомутов, например, узор выполняется в виде зубчатых ромбовидных розеток.