Туркменские ковры

Общение представителей 5-ти стран Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан + Афганистана.

Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:10

По своему назначению туркменские ковры делились на халы — ковры в собственном смысле слова, служащие для убранства жилищ; намазлык — небольшие коврики, употреблявшиеся раньше для подстилки во время молитвы, и гапыкилим, энси— средней величины ковры, предназначенные для завешивания входа и юрту. Помимо того, к ковровым изделиям относятся различные сумки — торба, развешиваемые на стенах дома или юрты и служащие для хранения мелких домашних вещей; мешки — чувал, мапрач — для хранения платья, белья и других вещей, имеющие в то же время декоративное значение; переметные сумы — хорзуун и, наконец, декоративные украшения — осмалдык, халык— для верблюжьего вьюка, а также различного рода ковровые ленты— акйуп,голан (полам) до 10—15 м длиной и 20—40 см шириной, употребляемые для украшения внутренних стенок юрты и для опоясывания ее наружных войлочных покровов.
Плотность туркменских ковров различна. Наиболее часты ковры невысокой плотности - 100-200 тысяч узлов на квадратный метр, однако встречаются туркменские ковры и плотностью 600 тысяч узлов на квадратный метр и более. Основная часть попадающих на рынок текинских, иомудских и других туркменских ковров имеет сравнительно небольшие размеры - от 60 на 90 сантиметров до 1,5 на 2 метра, однако ковры больших размеров также не редкость.
В туркменских коврах преобладают красные тона, цветовая гамма варьирует от темно-вишневого (в пендинских коврах) до почти алого цвета (у текинцев). Из других цветов чаще всего присутствуют черный и белый, а в йомутских коврах еще и синий. Белый цвет со временем приобретает оттенок слоновой кости, а красные тона несколько блекнут, что придает старым ковровым изделиям особую легкость, гармоничность колорита.
До конца XIX в. для окраски шерсти туркмены употребляли исключительно растительные, весьма стойкие красители. В более поздний период на смену растительным пришли более дешевые нестойкие анилиновые краски, что значительно ухудшило цветную гамму. Узор ковров — геометрический, причем характерный для каждого крупного племени. В больших коврах особенно четко видно деление на центральное поле и кайму. В центре в шахматном порядке располагаются восьмиугольники и ромбы, заполненные разным узором; в коврах йомутов, например, узор выполняется в виде зубчатых ромбовидных розеток.
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:11

Кайма состоит из простых стилизованных геометрических, а иногда растительных мотивов. В коврах конца XIX — начала XX в. с большим трудом можно уловить сильно геометризированные изображения растений и животных.

Ковры Эрсари ткутся в центральных регионах прибрежной зоны реки Амударья. И их смело можно выделить отдельной категорией. Ковры из сел Бешир и Бурдалик отличаются богатыми цветовыми схемами и древними традициями в дизайне орнамента. Сказывается влияние узбекских и иранских ковроделов, с их сложными цветовыми узорами.

Для производства ковров, используется пряжа полученная из шерсти Sarajin овцы. Эта шерсть соответсвует мировым стандартам качества и способна к поглощению высокой температуры и холода. Окрашивают их обычно в натуральные цвета.

Племя Salor известно созданием наиболее красивого juvals и torbas среди других туркменских племен. По неизвестным причинам это племя перестало делать ковры, включая juvals и torbas в конце IX столетия.

Однако, туркменские ткачи продолжают попытки реабилитировать и возвращать вечные ценности очаровательного традиционного племени Salor.

Эти ковры известны во всем мире своей красотой и высоким качеством, отмечены международными наградами на выставках в Париже, Монреале, Лейпциге и Брюсселе, среди них Гран-при и восемь золотых медалей.
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:12

Теке
Ковры и ткани Теке известны высоким качеством и мастерством изготовления. Цветовая гамма выбирается из диапазона "теплых" золотых оттенков вместе с ярко-красным. Главный узор выполнен крестообразными фигурами. Центральная область (поле) обычно формируется более широкой полосой пограничных полос. Середина состоит из восьмиугольных медальонов, с прилегающей цепью маленьких треугольников. Вершина и основание ковра созданы с использованием цветочного узора. Главный цвет красный, от ярких тонов к темно-вишневым и коричневым цветам. Красный дополнен вставками желтых, темных зеленых, синих, темно-синих и белых цветов. Центр обычно делают темно-синим или темно-коричневым цветом, иногда черным. Белые детали узора сочетаются с полной окраской благодаря естественному теплому коричневому цвету шерсти. Ковры отличаются глубиной цвета, бархатистой поверхностью и легким мерцанием, которые только усиливаются со временем.

Йомуд
В коврах Йомуд (Йомут) используют два главных узора для центральной области (поля) : dyrnak- gul (коготь птиц) и kavsah-gul (якорь).
Узор состоит из симметрично помещенных форм алмазов, окруженных на всех четырех сторонах двойным узором "крюка замка". В Йомуд коврах, границы центра всегда ткут напротив белого обрамления.

Туркмены Yomuds продолжают ткать некоторые виды ковров , которые больше не изготавливают другие племена. Примеры - пятиугольные коврики, которые использовались, чтобы покрывать верблюдов и ковры для церемониальных случаев. В старых коврах, встречались живые сцены из быта; особенно интересны в этом смысле были йомутские ковровые дорожки, на которых изображались перекочевки и другие сцены
http://www.v98.ru/carpets/turkmen_pol_vid2.htm
http://www.v98.ru/carpets/turkmen_pol_vid.htm
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:12

В Туркмении с давних пор сложилось необычайно богатое и самобытное искусство ковроделия. Оно получило распространение во всех районах. Ковры и самые различные ковровые изделия активно входили в быт туркменов. Ими утепляли и украшали жилище, из них делали люльки, их использовали при похоронных обрядах. Коврами различных размеров укрывали верблюдов, служивших для туркменов основным видом передвижения. Ковроткацким мастерством здесь владела каждая женщина, которая этому ремеслу обучалась с детства. И сейчас нередко можно увидеть, как над выполнением ковра трудятся вместе взрослые женщины и девочки, в результате чего и происходит передача опыта от старшего к младшему. Для туркменских ковров характерна очень высокая плотность: до 400 тыс. узлов на 1 м. кв. В туркменских коврах при общем стилевом единстве этого искусства четко выделяются особые типы ковров.

Наиболее популярным является текинский ковер, имевший распространение в районе Ашхабада и Мургабского оазиса. Этот тип ковра имеет строгий рисунок, построенный из укрупненных медальонов - гелей, которые, соединяясь между собой, образуют четкую композицию, обрамленную широкой узорной каймой. Колорит текинских ковров строится на сочетании темно-красных, бордовых цветов с небольшими дополнениями более ярких желтых, зеленых и синих оттенков.

Своеобразны иомудские ковры, орнамент которых построен из тех же геометрических мотивов, однако в красно-коричневый колорит здесь включается больше лиловых и синих оттенков, а медальоны - гели приобретают более динамичные очертания и располагаются на плоскости ковра чаще всего по вертикальной оси, что придает узору особый очень живой ритмический строй. В этом типе ковров больше, чем в других, вводится белый цвет.

Для ковров чаудор характерен типичный красно-коричневый колорит, но в нем узор, как правило, строится в виде извивающихся полос и строгой каймы. Выделяются по рисунку и колориту ковры бешир, керки, кзылаяк. Так, в коврах бешир можно увидеть орнамент, построенный из условных изображений растительных форм, в их колорите больше включено красных, синих, желтых оттенков.

В настоящее время в Туркмении 10 ковровых предприятий, которые входят в объединение "Туркмен-ковер". Мастера выполняют все типы традиционных ковров, творчески развивая сложившиеся веками художественные и технические приемы. Здесь, так же как в Дагестане, изготовляют ковры в паласной технике
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:12

Бешир ковры — туркменские ковры ручной работы, сделанные племенем Эрсари в окресностях деревни Бешир в Турмении. Эти ковры делаются целиком из шерсти с красным, синим, бежевым в качестве основных цветов, но также встречаются элементы жёлтого цвета. Они имеют восточный дизайн с узорами Гуль, но также могут иметь и китайские облачные мотивы. Основа и уток состоят из шерсти, ворс одинаковой длины, и они вяжутся персидским узлом, иногда с использованием турецкого узла
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:12

Туркменские ковры обычно имеют геометрический дизайн, преобладают красные и коричневые цвета. Антикварные туркменские ковры очень ценятся коллекционерами. В данное время 15 фабрик ковров принадлежащих государству в Туркменистане производят около 50.000 кв.м. ковров в год. Самые популярные и известные из туркменских ковров - Текинские ковры.
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:13

Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:13

Мир волшебной красоты туркменских ковров

В течение веков туркменские ковры называли "красотой, сотканной из тайн". И это вполне объяснимо, если учесть, что у народа, имеющего историю в пять тысяч лет, самым древним ремеслом было ковроткачество. Свидетельств этому множество: это и сведения, и доказательства о древности ремесла, и прекрасные образцы самого предмета, дошедшие до нас из глубины тысячелетий.

Чем больше слагалось легенд, тем больше приумножалась слава туркменских ковров, впитавших в себя дух народа-создателя. Эта слава передавалась из уст в уста, обретая новые грани в исторической судьбе туркмен.

Ковер всегда составлял основу ремесленного ткачества туркмен. Именно поэтому искусство ковроделия туркмен являлось не только бесценным памятником народного ремесла, его материальной сокровищницей и символом высокого духа, но и неисчерпаемым источником в изучении истории туркменского народа.

Туркменский ковер - это искусство, возникшее из вдохновенного источника туркменского духа, из глубин души и света прекрасных женщин этого мужественного народа. Искусство, пропитавшее в себя такую чудотворную силу человеческого духа, становиться бессмертным.

Мы отмечали выше, что ковер первоначально возник как продукт ремесленничества. За тысячелетия своего исторического пути это ремесло достигло уровня искусства, причем искусства, поразившего весь мир.

Если вы внимательно рассмотрите старинный ковер, то откроете для себя многое. Вы обязательно найдете и прочитаете на этом ковре тонкость творческого мастерства, сердцебиение, помыслы души, печаль и радость ковровщиц.

Это искусство передавалось через столетия, от матери к дочери, от внучки к правнучке, от поколения к поколению. Существовали целые семьи, даже села и племена мастеров, прославившиеся своим самобытным искусством.

В производстве туркменских ковров особое значение придавалось приготовлению и использованию красок, в частности, темно-красного цвета. Тщательно подбиралась шерсть для основания ковра. Для этого брали только шерсть чистой белой породы сарыджинских овец.

В системе понятий ковроткачества существует понятие "нилгярлик" - производство натуральных красок из растений ("нил" - древнее слово, заимствованное из персидского языка и оно означает "краска"), а мастеров, создававших эти краски, называли "нилгяр". У туркменских ковроделов существовал интересный способ для испытания прочности красок: только что сотканный ковер стелили на пути тридцати - сорока скачущих коней. Этот способ получил название "топтание ковра". В результате остатки лишних, практически невидимых глазу ворсинок исчезали с поверхности ковра, и он приобретал новую блестящую окраску.

Туркменские ковры получили широкое признание в Европе X - XIII в.в. - в эпоху Великих Сельджукских государств. Знаменитый путешественник XIII века Марко Поло, повидавший в своих хождениях по миру немало чудес, посетив туркменские земли, оставил письменное признание о красоте туркменских ковров: "Знаете ли вы, что самые тонкие и красивые на свете ковры выделывают тут?". Эти слова - словно песнь души венецианского путешественника.

Туркменский ковер, благодаря сохранению и совершенствованию древнего ремесла, по своему качеству доведен до безупречности сокровищницы. Поэтому его называют священным искусством. Во всех уголках земли туркменские ковры признаны как одни из лучших, за неповторимую чистоту и красоту они удостоены чести называться не иначе как: "Прекрасная продукция туркмен".
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:14

В чем же тайна волшебства туркменских ковров? Она в загадочной связи орнаментальной гаммы с вселенскими тайнами. Для пояснения достаточно упомянуть, что при изучении названий ковровых орнаментов "Алем" и "Гель" выясняется глубина их значения, теряющегося в тайнах Вселенной. Это удивительное явление - национальный дух Туркмен, сплетаясь с тайной и красотой Вселенной, отразился в его ковре.

В гелях наших ковров скрыты глубокие и древние значения. Например, "Гёк" в древнетуркменском языке означал "селение", "страна". Именно поэтому, глядя на гель любого ковра, можно безошибочно определить, в каких краях и селениях он соткан: беширский или човдурский, текинский или ёмудский, арсаринский или салырский...

Текинские ковры - самые распространенные и знаменитые из туркменских ковров. Еще в исторических сведениях XVIII - XIX веков они названы "самыми ходовыми коврами на базарах". Такую же широкую популярность на базарах имели текинские паласы, чувалы, торбы, хурджуны и намазлыки. Не менее популярны были и ковровые изделия туркмен с другими орнаментами: салырские, сарыкские, ёмудские (с орнаментами: кепсе-гёль, дырнак-гёль, гуш-гёль), арсаринские (с орнаментами: гюлли--гёль, бешир-гёль, темир-джик-гёль), човдурские (с орнаментом - ертмен-гёль).

Как мы уже отмечали выше, в ремесле ковроткачества туркмен, кроме специфических племенных орнаментов и узоров, существовали их уникальные образцы, присущие искусству каждого поколения, даже каждой семьи.

Прочность натуры, четкость и гармония в сочетании красок, несравненная и изысканно-благородная красота, целостность системы орнаментов и узоров, уникальный национальный облик - вот те черты, присущие только туркменским коврам.

Туркменское ковродельческое искусство - это бессмертное произведение, созданное высочайшим художеством и мастерством.В наше время туркменские ковры, как волшебное искусство, в полном смысле этого слова, продолжают торжественное шествие по всему миру. Как им не обладать такой славой, если по истечении десятилетий, а то и веков, настоящие ковры приобретают еще большую ценность. Не случайно о туркменских коврах говорят, что они "прочнее камня - нежнее розы".

Туркменское ковродельческое искусство - это бессмертное произведение, созданное высочайшим художеством и мастерством.
http://www.domkovrov.ru/articles/?item=1723&page=0
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

Re: Туркменские ковры

Сообщение Vikylia 18 фев 2011, 13:14

Туркменистан
Пользующиеся высоким спросом туркменские ковры, раньше ошибочно называвшиеся по-русски бухарскими, очень успешно сбывались прежде на западном рынке государственной внешнеторговой компанией Новоэкспорт (Москва). Сегодня торговлю с туркменскими производителями в Бухаре, Ашхабаде, Йомоде, Керкине, Бешире, Пенде, Керки и Кизил-Аяке, бережно придерживающимися традиций, осуществляют частные фирмы из столицы Туркмении Ашхабада.

Бухарская продукция, хотя объем ее и является очень малым в сравнении с общим объемом производства ковров ручной работы всеми выпускающими их странами, занимает достойное упоминания особое место, что связано с прекрасным ее обликом.
http://www.carpet-servicevip.ru/strany-proizvoditeli....
Аватар пользователя
Vikylia
 
Сообщений: 176
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 09:56

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Центральная Азия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37

cron