Ввоз автомобилей— один из наиболее болезненных вопросов, которые тормозят создание Таможенного союза. В частности, против обнуления ввозных пошлин на территории нового пространства выступает Россия, которая в отличие от соседей активно развивает автопром.
В период кризиса Россия ввела заградительные пошлины на ввоз подержанных автомобилей и запчасти, в стране действуют программы помощи автопрому (закон о промсборке, который стимулировал открытие автозаводов в России иностранными автоконцернами, программа утилизации автохлама). Открытие границы с Белоруссией может привести к переориентации покупателей на подешевевшие иномарки и разорению российских автозаводов.
«Инвестиционные планы “АвтоВАЗа”, ГАЗа и “Соллерса” будут поставлены под серьезный удар»,— сказал GZT.RU Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры.
«Страны, создающие союз, пошли по разной модели развития автомобилестроения, и компромисс найти сложно,— сказал GZT.RU Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ.— Но мы могли бы предложить Белоруссии стать соучредителем автосборочных предприятий, чтобы это было выгодно и белорусам тоже».
Кодекс ратифицирован Россией
В среду, 26 мая, Совет Федерации ратифицировал Таможенный кодекс— основополагающий документ, который формирует правовую базу Таможенного союза. Текст кодекса был одобрен президентами трех стран 27 ноября 2009 года в Минске, но должен быть одобрен еще и их парламентами. Кодекс регулирует правила перемещения товаров через таможенную границу, их перевозки под таможенным контролем, временного хранения, декларирования, выпуска в использование, проведения таможенного контроля, уплаты таможенных платежей.
Белоруссия жаждет нефти
Но самый острый вопрос— даже не автомобили, а нефть. Именно из-за этого Белоруссия занимает такую непримиримую позицию. С 1 января 2010 года продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье для белорусских предприятий, поставляемые из России в Белоруссию, облагаются вывозной таможенной пошлиной.
Белоруссия настаивает, что внутри Таможенного союза не может быть никаких пошлин, иначе это никакой не союз и не единая таможенная территория.
«Применение вывозных таможенных пошлин серьезно затруднило, а по отдельным позициям— привело к полному прекращению поставок таких нефтепродуктов на нефтехимические предприятия Республики Беларусь,— говорится в материалах правительства Белоруссии.— По сути это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Республики».
В конце марта власти Белоруссия даже обратилась в Экономический суд СНГ (который выполняет функции суда ЕврАзЭС, а с 1 июля 2010 г. будет выполнять функции суда Таможенного союза) с требованием заставить Россию отменить вывозные таможенные пошлины, правда, результата это пока не дало.
Россия определила Белоруссии норму
Россия, в свою очередь, заявляет, что готова поставлять беспошлинно нефть только для производства нефтепродуктов, которые нужны самой Белоруссии. Нефтяным компаниям очень выгодно поставлять нефть без пошлин для переработки на белорусских заводах, а потом продавать полученные нефтепродукты на экспорт, поскольку Белоруссия расположена близко к основным потребителям— европейцам. Доля этих поставок ради экспорта намного превышает внутренние потребности белорусов.
Однако за счет нефтяных пошлин формируется значительная часть доходов российского бюджета, поэтому Москва не намерена уступать позиции. У России есть повод: уже второй год подряд расходы федерального бюджета превышают доходы, стране впервые с 1998 года пришлось занимать деньги на Западе.
Точка невозврата пройдена
Запустить Таможенный Союз в «неполном» виде можно, но он будет не слишком эффективным, отметил в беседе с GZT.RU Владимир Жарихин, замдиректора Института стран СНГ. По его словам, если останутся ограничения и изъятия, если таможенный контроль между странами не будет снят в полной мере, значит не будет действительно свободного перемещения товаров между странами. «Этот вариант никому не выгоден,— утверждает Жарихин.— Пока конечная ц