ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Все, кому интересно как живут наши бывшие соотечественники в Армении, общаются здесь.

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:00

31. Однако армянский народ так и не стал народом верующим. Религия, равно как и национальная письменность, выполняла роль ниши, спасительной брони, щита, которым укрывались от внешней культурологической агрессии, защищали национальные устои и традиции. Огромное количество построенных по всей стране церквей - результат культурного и национального само утверждения, пусть даже неосознанного. Хрис тианские храмы в Армении никогда не страдали от избытка верующих, но при этом никогда не испытывали недостатка в защитниках. Если в дохристианское время армяне воспринимали семью как символ, прототип государства, то в христианской Армении храмы ассоциировались с домом. Армянские церкви, в отличие от католических, не подавляют прихожан своей монументальной громадой. Они сравнительно небольшие, органично вписавшиеся не только в окружающий ландшафт, но и в души людей. Церковь, как и дом, необходимо иметь, храм, как и дом, необходимо защищать. Храмы в Армении и впрямь напоминают любовно отстроенные уютные дома без кричащей роскоши.

32. Приспособление христианства под нацио нальный характер армянского народа приводило к постоянно вспыхивающим в Армении национально- освободительным войнам, духовное предводи тельство в которых практически всякий раз осу ществляла церковь. Постоянно повторяющиеся протуберанцы выброса народной энергии сбросили иго чужеземных завоевателей и привели к власти в Армении Ашота Великого Багратуни, ставшего в Художник Мкртыч Тоноян859 году князем князей, а в 884 - царем Армении. Отметим, что кроме царства Багратуни, в других частях Армении вскоре появились еще и царства Арцруни (914 г.) и Сюни (970 г.). Таким образом в конце X века на большей части исторической Армении существовали практически независимые армянские государственные образования.
Армянский народ, на короткое время оторванный было от своих национальных корней, вновь возвратился к привычным устоям. Народные эпические произведения христианского периода в патриотически-воспитательных своих аспектах вернулись на исходные понятия. Вновь возродились культы родины, семьи...
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:00

33. Дотоле непобедимый Давид Сасунский, один из любимейших героев армянского народного героического эпоса, проигрывает, неузнанный, в борьбе с собственным сыном только потому, что увлекшись чужестранной красавицей, надолго забывает свою семью. И вновь удивительная деликатность народа. Заступник народа, Давид, не должен, не может, или даже не имеет права проигрывать кому-либо. Но он нарушил освященный временем и традицией обычай... И народные сказители находят выход, заставляя Давида уступить в борьбе с собственным сыном. Он свой, ему не зазорно и проиграть...
Сын Давида - Мгер Младший - добровольно замуровывает себя в скалу, поскольку устает бороться с несправедливостью на земле. На земле, которая полна несправедливостью и злом, а потому, одряхлевшая, не может удержать могучего Мгера.

Пока этот мир полон зла.
Пока будет лжива земля.
На свете мне - не жить*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:01

34. Народ благороден, чист в помыслах. Когда-то, в античный период, прародитель Гайк, убив тирана Бела, не будет преследовать его разбежавшееся войско, а позволит противнику уйти домой. Пройдут века, и Давид Сасунский, победив в единоборстве тирана-завоевателя Мсра Мелика, также отпустит, не причинив вреда, неприятельское войско. Народ не по своей воле вступил в Армению - их привела туда злая воля правителей.

Вам всем дарую волю я!
Идите все туда, откуда вы пришли.
Идите по домам, живите, как вы жили,
И дани с вас не нужно мне.

С другой стороны и Давид, и сын его Мгер, равно как и отец Давида, тоже Мгер, и дед Санасар восхваляются сказителями прежде всего по той причине, что всегда готовы встать на защиту родины - главной святыни народа.
Цикл замкнулся: Ваагн, Гайк - христианство - Вардан, Давид... И в наши дни в честь героев-защитников родины создаются многие сотни песен, получившие особую нишу в армянском песенном фольклоре.

35. Возможно, причиной подобного изоляционизма - относительная малочисленность армянского народа, не исключено, что и наличие многочисленных агрессивных соседей, но факт остается фактом ֊ наиболее почитаемыми героями армянских эпических произведений являются люди, существовавшие в реальной действительности или вымышленные, всей своей жизнью и деятельностью способствовавшие сохранению самобытности народа. Будь в истории у армян царь, наподобие Петра Первого в России, покусившегося на национальные устои народа, он никогда бы не смог занять в исторической памяти армян того места, какое ему воздает русский народ.
Несколько десятилетий назад на французской эстрадной сцене блистал шансонье армянского происхождения. Бесспорно талантливый певец, он пользовался в Армении огромной любовью и популярностью, гораздо более большей, чем во Франции. В каждом армянском доме были пластинки с записями его песен, каждый житель страны знал его песни. Затем этот певец влюбился в турчанку и женился на ней, предварительно приняв ислам (таково было условие невесты). Как же отреагировали армяне? Они просто предали имя этого певца полному забвению. Он перестал существовать для армянского народа. И дело тут было не в браке с иноплеменницей. Это армяне еще могли простить. Отказ от духовной веры предков, от национальных ценностей и устоев - вот проступок, не поддающийся прощению народом. В этом случае наступает время самого страшного (для армян) наказания - бойкота общенационального масштаба. Как представляется, это старый способ наказания, успешно испытанный еще в языческую эпоху.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:01

Субменталитеты армянского народа

36. В политологической литературе субмен талитет рассматривается как совокупность ориен- тационных мировоззрений, отличающихся от доминирующих в обществе. Армения - практически мононациональное государство, что дает воз можность пренебречь в данной работе инона циональными этническими культурами и субкуль турами. Речь может идти лишь о политическом и мировоззренческом субменталитете региональных, социально-демографических, половозрастных, классовых, профессиональных и других групп армянского народа.

37. Сразу отметим, что в Армении отсутствуют субменталитеты, отличающиеся от общенаци онального менталитета в столь значительной мере, чтобы можно было говорить о наличии в государстве самостоятельной контркультуры, оппозиционного менталитета. Данный факт объективно способствует единству политической культуры и общности менталитета, поскольку совместимость сущес твующего множества различных субкультур ар мянского народа не вызывает сомнений. Возможно, некоторым исключением является субкультура армянской диаспоры, однако говорить о каком-либо значимом ее влиянии на население Армении сегодня не приходится. Необходимо еще учесть, что армянская диаспора проживает в разных странах мира, а значит не имеет единой культуры. Больше того, в вопросах, касающихся общенациональных проблем, армянская диаспора совершенно не оппонирует мировоззрению населения Армении.

38. Наиболее сильно разнящиеся субменталитеты армянского народа (если исключить половозрастные особенности) - региональные. Следует, однако, отметить, что на протяжении многих поколений в Армении происходила внутреняя вынужденная миграция, когда люди, спасаясь от очередного нашествия, искали спасения в более безопасных районах страны. По этой причине сегодня в армянских горах нередко можно встретить потомственных жителей долин и наоборот. И хотя при подобных вынужденных миграциях люди старались подобрать место жительства с макси мально привычными климатическими условиями, все же, при делении армян на горцев и жителей долин, следует учесть и историческое место жительства представителей того или иного населенного пункта. Так, подавляющее большинство армян, выходцев из Баку или равнинного города Гандзак, являются горцами по происхождению, а немалая часть жи телей горного Чаренцавана переселилась туда из долин.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:01

39. По нашим наблюдениям ГОРЦЫ Армении являются более консервативными как в своих политических пристрастиях, так и в общем миро воззрении. Они труднее поддаются влиянию нового, однако восприняв какую-либо идеологию, отдаются ей сполна. Горцы Армении, в сравнении с жителями долин, больше привержены национальному образу жизни и патриархальны в традициях. В горных регионах Армении в большей мере сохранились остатки языческой религии, причем не только в обычаях и обрядах, но и топонимах и гидронимах (например: небольшая речка Трагет в Аскеранском районе НКР, расшифровывающаяся, во всяком случае, согласно народной этимологии, как река бога Тира, или многочисленные топонимы на побережье высокогорного озера Ван, связанные с именем прародителя Гайка). Горцы Армении - наиболее вспыльчивая и агрессивная, но и наиболее склонная к компромиссам часть народа. Воинственны. При этом многие жители горных регионов Армении проявляют большую терпимость к представителям иных национальностей. Не исключено, однако, что подобная терпимость истекает от большей, в сравнении с жителями долин, защищенности, связанной с рельефом местности.

40. По характеру горцы легко ранимы, внутренне глубоко интеллигентны, по причине чего зачастую пасуют перед неприкрытым хамством, не любят спорить, легко уступают инициативу напористым, агрессивным собеседникам. Однако именно истинная интеллигентность помогает им сконцентрировать духовные и физические возможности в периоды общенациональной опасности. Практически все значительные и широко известные национально-освободительные движения армянского народа начинались в горах. Горы же оставались последним убежищем народа и его пассионариев. Армянские горцы чувствуют личную ответственность за судьбу всей Армении. Живут высоко и видят далеко, и не только в пространственном значении, Весьма преданны в дружбе, но им иногда не хватает настоящей "спортивной" злости. Горец добр по природе. Жителя армянских гор легко уговорить, если дело не касается основополагающих интересов народа, но сломить, запугать его практически невозможно.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:01

41. Горцы Армении придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почитанием относятся к родителям и старшим вообще. Практически у каждого рода есть свой лидер, пользующийся среди ближней и дальней родни большим авторитетом (род в Армении - это объединенная общей фамилией или общим предком группа людей-родственников, в которую органично вливаются и жены-невестки). Возможно, именно эта, изначально неплохая, черта характера стала основанием для наблюдаемого среди них излишнего чинопочитания. Армянские горцы в основном привыкли к безропотному подчинению начальству: при исключительном героизме в борьбе и войнах с внешним врагом, у них неожиданно слабо развито гражданское мужество. Большая их часть является невоинствующими атеистами, и в конфликт с религией не вступает. Горцы имеют большую тягу и способность к учению: относительный их процент среди ученых армянского народа очень высок.

42. Горцы удивительно щедры, зачастую до расточительности. Гости у них пользуются особыми привилегиями. Любой из них может рассчитывать на радушный прием: ради гостя может быть заколот последний ягненок в хозяйстве, вынуты из закромов последние припасы на зиму. Обычно обильное угощение гостя нередко сопровождается властными обращениями к женской половине семьи с требованиями побогаче и побыстрее накрыть на стол. Однако подобное обращение с женой не должно вводить в заблуждение, ибо среди горцев влияние женщины в семье обычно значительно превосходит влияние и значение женщины среди жителей долин. Больше того, в горах Армении жены и, особенно, матери зачастую являются истинными хозяйками в семье. Можно даже сказать, что щедрость горца имеет непосредственную связь с гостеприимством именно женской половины семьи.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:01

43. ЖИТЕЛИ долин Армении значительно менее консервативны, легче и больше подвержены веяниям нового, однако при этом они менее доверчивы по характеру. Жители долин менее вспыльчивы, нередко флегматичны. "Долинники" менее горцев способны на компромиссы, и при кажущейся необходимости зачастую отстаивают свою точку зрения до конца. В разговорах часто агрессивны, напористы и категоричны, в суждениях безапелляционны. При том, что долинники более, чем кто другой, страдали от набегов и нашествий, они невоинственны, и даже излишне миролюбивы по природе, но при необходимости легко и органично превращаются в прекрасных воинов. В сравнении с горцами жители долин отличаются большей религиозностью, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды.

44. "Долинники" менее привержены род ственным связям, дальние родственники для них являются совершенно чужими людьми. Сравни тельно прижимисты, в том числе и при приеме гостей. Они более прагматичны в сравнении с горцами и гораздо более деловиты и пред приимчивы. Отличаются от горцев большим, просто фанатичным трудолюбием. Отношение к женщинам в долинах Армении нередко напоминают времена патриархального домостроя. Жители долин менее терпимы к представителям иных национальностей. "Долинники" легко меняют свои политические ориентации, по сравнению с горцами гораздо менее уважительно относятся к старшим и начальству. Почти у всех напрочь отсутствует привычное для Азии чинопочитание, больше того, иногда создается впечатление, что в начальство там стремятся люди, заранее обреченные на высмеивание и всеобщую неприязнь
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:02

45. Современная армянская МОЛОДЕЖЬ нередко отличается безразборчивостью в поли тических пристрастиях, легкостью смены внутри и внешнеполитической ориентации. Присущий юношескому возрасту вообще максимализм особенно сильно развит у армянской молодежи, легко поддающейся влиянию различных течений в области моды, искусства, религии, этики, эстетики, языка общения... Армянская молодежь в массе своей тяготеет к учебе в вузах, хотя побудительной к тому причиной иногда является формула престижа "а чем мы хуже?" По этой причине стремление к учебе не всегда может означать стремление к знаниям. Главная и наиболее уважаемая наука - история, вне всякой зависимости от основного изучаемого предмета. Молодежь Армении сентиментальна, часто настроена на лирику: редко можно встретить молодого армянина, не пробующего силы в написании стихов.

46. Армянские юноши и девушки непрактичны, их редко волнует финансовая сторона дела, которым они занимаются в данное время. Работают увлеченно, но часто меняют пристрастия. Работа для молодежи является целью, а не средством. Занятый любимой работой молодой армянин нередко самоотстраняется от жизни, перестает интересоваться общественной жизнью, политикой, заработной платой. В работе он энергичен и инициативен, от него постоянно можно ожидать новых идей и находок. Молодой армянин является настоящей находкой для работодателя, неутомимый генератор открытий. На работе он не устает до тех пор, пока, как ему кажется, не достигнет высот в избранной профессии. Тогда он сникает: ему требуется новая область для применения знаний и энергии, и он легко меняет интересы. Это - романтичный идеалист, обо всем имеющий собственное суждение, но не пытающийся бороться за претворение в жизнь своих политических идей. Он уже удовлетворен любимой работой.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:02

47. Молодежь Армении способна на скорые перемены во взглядах на жизнь, однако каждый раз новое быстро вытесняется еще более новым. При этом в глубинной своей сущности подавляющее большинство из них остается приверженцем и носителем истинно национальных традиций. Практически всегда, когда армянскому народу приходилось переживать нелегкие времена, именно в среде молодежи рождались силы, успешно отстаивающие национальную самобытность народа. При всей своей апатии и неразборчивости в политической ориентации, молодежь время от времени порождает в армянском народе националистические воззрения.
Армянская молодежь, вернее, его наиболее консервативная часть нередко выбирает для себя наиболее трудный путь в работе, искусстве, просто жизни. Во все периоды засилья армянской действительности инонациональной культурой и идеологией именно молодежь вставала в первые ряды защитников истинно национального. В этом случае она способна, стиснув зубы, до конца бороться за сохранение всего того, что принято называть национальной культурой.

48. ЖЕНЩИНЫ Армении являются наиболее консервативной частью народа. Пожалуй, лишь в выборе внутриполитических пристрастий армянки способны поддаться эмоциям, словесным и внешним эффектам. Традиционно армянки полноправные хозяйки лишь на кухне (в горах их права зачастую распространяются на всю семью). Это настоящие берегини и хранительницы семейного очага. Терпеливы, в массе своей безропотны, что, однако, вовсе не исключает завидного упорства при достижении поставленной цели. Исключительно трудолюбивы, чистоплотны. Обладают огромным энергетическим потенциалом: трудно определить, когда армянки спят, и спят ли они вообще.
Армянки отличаются и большой религиозностью. Можно утверждать, что именно женщины являются главной опорой Армянской Апостольской Церкви. Во всяком случае церковь всегда может иметь ввиду эту склонность к религии у армянок.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:02

49. Вопреки распространенному мнению о женской болтливости, армянки крайне редко распространяются о своих семейных неурядицах. Будучи бесконечно преданными семье, они предпочитают справляться со своими проблемами без посторонней помощи. Снисходительны к нередко деспотичным выходкам супруга, но измены прощают трудно (если вообще способны простить). Любовь к детям у армянок зачастую принимает форму жертвенности и несравнимо превосходит любовь к родителям, мужу, и другим близким родственникам.
Армянки весьма склонны к компромиссам, легко соглашаются с собеседником, хотя подобная сговорчивость зачастую исходит от нежелания спорить. Зачем, если в итоге каждый останется при своем мнении? При этом армянки горды, зачастую до надменности. Взгляд незнакомой армянки практически невозможно поймать, она смотрит "сквозь" незнакомого*. Армянки чувствуют небо над головой (духовность) и землю под ногами (устои).
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Армения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32

cron