ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Все, кому интересно как живут наши бывшие соотечественники в Армении, общаются здесь.

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:58

14. В характере армянского народа дохристианского периода, по-видимому, отсутствовали жестокость, мстительность. Пожалуй, армяне являлись единственным в мире народом, в пантеоне которого отсутствовал бог тьмы, аида, тартара. Бог подземелья Спандарамет не выполнял у античных армян роль карающей силы. Под землей нет ада, считали армяне, и, естественно, Спандарамет - это добрый и великодушный бог растений, цветов, плодородия. (Сравнительно новая трактовка Спандарамета, как властителя тьмы и злых подземных сил, безусловно, является следствием интерпретации его образа армянином-христианином). Античные же армяне считали, что в глубинах земли не страх и наказание, а животворящая сила. В земле вообще не может быть ничего плохого. Этой особенности древней религии армянского народа по сей день, к сожалению, не уделено должного внимания, хотя один лишь сей факт способен многое разъяснить в мировоззрении народа. Армянский народ не боялся греха, ибо грех органически был чужд его образу жизни, мировоззрению и национальным устоям.

15. Армянский народ не чувствовал страха перед карающей силой, поскольку изначально, в глубинной сущности своей, не приемлел низости, зависти, предательства и иных, унижающих человека преступлений. Это, конечно, не означает, что в Армении не было "отрицательных персонажей". Были, и наверняка. Просто мы считаем, что эти люди наказывались иначе, путем всена родного остракизма и презрения (кстати сказать, подобная форма осуждения и по настоящее время существует в армянских деревнях). Каждый живущий в Армении должен был обогревать ее, стараться делать бытие на давшей ему жизнь земле светлее и теплее. Не случайно армяне считали себя детьми солнца, и вплоть до XII века называли себя "аревординер"*. Сакральная территория Армян ского Нагорья не просто породила Армянский Этнос, но и придала ему присущую ее природе духовную, физическую и огненную энергию.
____________________
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:58

16. Кстати об огне. Античные армяне были огнепоклонниками, исповедуя эту форму религии в национализированном виде. Огонь, по их мнению, порождал жизнь как смертных, так и богов (вспомним еще раз миф о рождении Ваагна). Михр - бог солнца - символизировал огонь небесный, дающий тепло и жизнь всему сущему, а празднества в его честь проводились в третьей декаде декабря, когда солнце вновь начинало набирать силу, а день начинал продлеваться. Огонь в очаге на земле - это добрый подарок богов людям. Подарок, который надо ценить, любить и лелеять, ибо без огня весь мир покроется холодным мраком.
Остаточные проявления обожествления огня античными армянами можно наблюдать и сегодня, спустя 1700 лет со времени принятия христианства. Так, при праздновании христианского праздника Теарнндарадж (Трндез) исполняется обряд, при котором молодожены, прыгая через зажженный костер, "очищаются" с помощью огня. Армяне шутят, что в группе собравшихся у костра представителей разных национальностей легко вычислить армянина: это тот из них, кто без конца ворошит огонь, способствуя притоку к нему свежего воздуха.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:59

Армения христианская

Принятие христианства в качестве государственной религии, вне всякого сомнения, самым серьезным образом повлияло на характер армянского народа, его мировосприятие и этно-психо-логическую сущность. После четвертого века армянский народ можно сравнить с плодовым деревом, к которому искусный садовник привил ветвь от другого. Плоды изменились (как и их вкусовые качества), но питаться живительной силой они продолжали посредством тех же корней. Примерно так же повлияло христианство на армян. Основные черты армянского характера сохранились, и лишь побочные особенности приняли иной облик. Христианству не удалось оторвать армянский народ от родной почвы, да армянские священнослужители в массе своей и не стремились к этому, наоборот: это армяне умудрились, и очень скоро, национализировать изначально наднациональную религию и приспособить ее под свой этнический характер.

17. Христианство, вопреки общепринятой и общепризнанной модели, проникло в Армению религией воинственной, практически стершей с лица земли все, что могло Художник Мкртыч Тонояннапомнить его жителю о языческих временах. Исторические источники весьма скупо упоминают об этом периоде (начало IY в. н. э.), однако даже те обрывочные сведения, которые можно найти в первоисточниках, однозначно указывают на противостояние между христианами и приверженцами старой религии. У нас нет никаких сомнений, что сопротивление народа навязываемой "правящими кругами" религии было ожесточенным. Иного не допускает вся логика дохристианской истории армянского народа. На ожесточенные гражданские войны, кстати, указывает и обстоятельство мученической гибели первого Просветителя Армении Григора Лусаворича.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:59

18. Принятие христианства государственной религией в Армении, конечно же, не могло произойти в одночасье, и сопровождалось многочисленными вооруженными столкновениями и беспощадным физическим уничтожением наиболее активно сопротивляющегося элемента. Безусловно и то, что особенно ожесточенное сопротивление внедрению новой религии оказывали наиболее энергичные представители народа, пассионарии. Не исключено, что некоторая часть пассионариев вынуждена была покинуть Армению. Как бы там ни было, христианство невольно или вольно старалось изменить национальный характер армянского народа, привнеся в него мировоззрение страсто-терпия и всепрощенчества. В среде армянского народа стали проповедоваться космополитизм и отказ от национальных истоков. В результате воинственный, гордый народ, любящий и умеющий радоваться всем прелестям жизни, достойно защищать свою родину, постепенно превращался в страстотерпца, мученика, во имя другой, внеземной, загробной жизни терпеливо сносящего земные несправедливости.

19. Некоторым диссонансом с вышеприведенной мыслью может показаться народное предание, сохранившееся в "Истории Армении" историка Y века Павстоса Бюзанда, о царях Армении и Персии Аршаке II (350-367 гг.) и Шапухе П. Приглашенный к Шапуху с коварными целями царь Аршак II оказывается в плену. Персидский шах, наслышанный о влиянии родной земли на армян, беседует с ним в палатке, где на одной стороне, по совету магов, была рассыпана привезенная из Армении земля. Оказываясь на персидской земле, Аршак отвечает венценосному персу боязливо, с дрожью в голосе, он соглашается удовлетворить несправедливые требования Шапуха, но как только нога его ступает на армянскую землю, его голос крепчает, сердце его исполняется мужеством и он начинает угрожать персидскому владыке. Однако противоречие с действительностью в легенде (или все же предании?) лишь кажущееся, ибо Павстос Бюзанд сохранил дух и философскую направленность истинно национального предания, рассказываемого людьми, еще помнящими дохристианскую Армению, понимающими и ценящими живительную силу родной земли.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:59

20. Еще одним решающим фактором в формировании характера армянского народа стала потеря государственности в конце IY в., когда Армения была поделена между Персией и Византией. По нашему убеждению, государство -это главное средство защиты этноса-нации от внешних вызовов - природных или этнических, что приводит к утверждению среди представителей народа чувства принадлежности к собственной этнической группе. Потеря государственности является страшной катастрофой, могущей способствовать исчезновению этноса посредством его ассимиляции среди более организованных народов.
Трагедия лишения государства, вопреки правилу, не стала началом конца армянской национальности, наоборот, способствовала задействованию развитого механизма самосохранения национального иммунитета. Армяне не лишились чувства патриотизма, однако любовь к родине, преданность государству, на наш взгляд, постепенно вытеснялись чувством привязанности к месту рождения, храмам, могилам предков. В течении многих последующих веков армянин постепенно лишался благотворных навыков государственного мышления, а тяжелые последствия этой идеологической катастрофы ощутимы по настоящее время.

21. Потеря государственности привела и к другому, не менее прискорбному явлению: неумолимо и неотвратимо задействовался механизм постепенного регионального размежевания армянского народа. Размежевание, связанное с понятным отсутствием безопасных коммуникаций, и, что, безусловно, гораздо важнее, возникновением между армянами "государственных границ", прочерченных судьбой и завоевателями на армянских же землях. Больше того, разделенный границами народ стал дробиться и внутри тех государственных образований, в составе которого пребывал. Этому способствовала и ассимиляторская политика государств, завоевавших Армению. Одним из последствий этого размежевания является наличие в современном армянском языке многочисленных диалектов и говоров, а также двух равноправных литературных языков: западно- и восточноармянского.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:59

22. Как это ни парадоксально, но христианская церковь, та самая церковь, которая в свое время разобщила народ, уже в начальный период своего существования в Армении стала связующим звеном для всех армян. Армяне видели в ней надежное укрытие от притязаний соседних народов. Сильная генетическая наследственная память, а также прекрасно развитая национальная иммунная система помогли армянскому народу национализировать христианскую религию, изначально, безусловно, являющейся религией наднациональной, и превратить ее в институт сохранения народа в условиях отсутствия государственности. Вместе с принятием новой религии произошла регенерация армян, давшая колоссальный по мощности толчок к воспроизводству жизненных сил народа. В этом, на первый взгляд, феноменальном явлении проявился выработанный и выпестованный еще в языческие времена национальный менталитет армян, в том числе и жрецов-священнослужителей, превыше всех земных благ ставящих интересы народа, отечества.

23. Важным и могучим, поистине судьбоносным фактором сохранения армян как единого этноса стала изобретенная в конце четвертого века национальная письменность, которая также явилась, пусть опосредованным, но безусловным детищем национализируещегося христианства. Важность этого факта была столь велика и неоспорима, что Армянская Церковь канонизировала изобретателя армянского алфавита Месропа Маштоца и его сподвижника Саака Партева (кстати, нелишне отметить, что Саак Партев был внуком Григора Лусаворича (Просветителя) и католикосом всех армян), а армянская народная традиция возвела национальные письмена в ранг общенационального достояния. В народе прекрасно осознавали значение армянских национальных письмен в деле сохранения национальной самобытности. Заметим, что национальная письменность, кроме того, что стала сильнейшим катализатором развития письменной культуры, безусловно способствовала консолидации армянского народа.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:59

24. Особенно примечательным для раскрытия и понимания характера армянского народа периода раннего христианства является середина пятого века. Насильственно разделенный армянский народ целенаправленно и осознанно искал пути спасения от вполне реально грозившей ему ассимиляции, и выбрал, пожалуй, наиболее трудный, но и единственно правильный выход, заключавшийся в духовном, религиозном и этническом противопоставлении себя могучим и агрессивным соседям-завоевателям.
В 451 году произошли два исторических события, ставших поистине судьбоносными для армянского народа: население страны подняло всеобщее вооруженное восстание, направленное на свержение персидского владычества, пытающегося уничтожить христианство в Армении и заменить его маздеизмом, а армянские церковные иерархи, следуя утвердившемуся в Армении монофизитству, категорически отказались подчиниться решению Халкидонского вселенского собора. Армяне самоотверженно отстаивали свою национальную самобытность как на поле брани, так и в догматических церковных спорах.

25. В последующем непрерывные восстания против персидского владычества привели к назна чению армянского нахарара Ваана Мамиконяна марзпаном (полунезависимым владетелем) "иран ской" части Армении, а Армянская Апостольская Церковь в 598, затем на Двинском соборе в 719 и Маназкертском в 726 годах подтвердила ряд принципиальных догматических отличий от халкидонизма. Происходило удивительное, и, без всякого преувеличения, героическое явление, ставшее основной преградой перед ассимиля торскими устремлениями политически господству ющих на территории Армении народов - духовное, культурологическое и этическое самоопределение на этническом уровне и суверенизация народа на исторически принадлежащих ему землях. Это был духовный и патриотический подвиг, ставший фундаментом для тысячелетнего существования разъединенного, но не разделившегося (!), армянского народа.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:00

26. Армяне-христиане сумели воскресить основные черты национального характера античного периода, одновременно переняв многие черты характера истинного христианина. В результате получилась удивительная смесь религиозного воль нодумства (столь непривычного для христианских стран Европы) и бесконечного, христианского, терпения и терпимости. Весьма возможно, что подобной аккомодации к новым религиозным условиям способствовало отсутствие государственности: инквизиция в Армении не могла появиться из-за отсутствия возможности слияния государственной и религиозной власти. Именно в подобных условиях стали возможны произведения О. Тлкуранци или Н. Кучака, произведения, в которых женские прелести сравнивались с... церковью и церковной утварью.

Грудь твоя - белоснежный храм,
А соски - как лампады в нем...
Позволь мне молиться там
И быть твоим звонарем.

В какой еще христианской стране возможно было такое в XII веке? А ведь еще за два столетия до приведенных строк величайший армянский поэт Григор Нарекаци в течение всей своей гениальной поэмы просто боролся с Богом. Боролся и... возносился в своих молитвах к Богу.
А еще за три столетия до Г. Нарекаци, т.е. в VII в. нашей эры, другой великий армянин - Анания Ширакаци - математик, философ и астроном пришел к заключению о сферичности нашей планеты и о том, что не солнце вращается вокруг Земли, а наоборот: Земля вращается вокруг солнца. Подобное отрицание землецентризма не было возможно ни в какой стране Европы.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:00

27. Заметим, что именно в среде армянского народа зародились протестантские движения тондракийцев и павликиан, по мнению многих ученых реформировавшиеся затем в Европе классическими религиями для десятков миллионов человек и даже для отдельных стран. Еретическое движение тондракийцев (вторая половина IX -середина XI вв.) по сути своей было направлено не столько против церкви, сколько против склонившихся перед гнетом арабского владычества церковных иерархов и светских феодалов. Не случайно, как свидетельствуют первоисточники, в преследовании и подавлении движения тондракийцев, совместно с армянскими феодалами и иерархами церкви, самое активное участие принимали, в период своего господства в Армении, арабские правители, которым, на первый взгляд, было бы выгодно ослабление армян. Парадокс ситуации состоит в том, что подобное движение могло зародиться лишь в условиях всенародного полного и безоговорочного признания существующей религии неотъемлемой составной частью общенациональной культуры.

28. Приспособление христианства к национальным устоям, синонимизация понятий "армянин" и "христианин" помогли армянскому народу в полной мере задействовать механизм национальной генетической памяти, обрести себя на родной земле, вновь почувствовать себя на родине. И, следует отдать ей должное, осознавая, что лишь таким путем можно сохранить национальную самобытность армянского народа, Армянская Апостольская Церковь, ожесточенно борясь против попеременно возникающих еретических движений, всемерно способствовала процессу национализации христианства армянским народом. Армяне прикрывались от агрессии удивительно крепкими щитами: национальным языком, отличным от всех других языков мира, исключительно национальной письменностью и консервативной национальной версией христианской религии.
Подобная изоляция, безусловно, требовала от всего народа исключительного напряжения духовных и физических возможностей, особенно если учесть географическое положение Армении: страна находилась на стыке трех континентов и - постоянно - двух мировых религий. Армяне беспрестанно вели ожесточенную борьбу сначала с огнепоклонниками и византийским христианством, затем с исламом и халкидонитами, одновременно отражая и набеги хазар-иудеев. Однако эта изоляция носила односторонний характер: не впуская никого в свою духовную и культурную жизнь, сами армяне легко усваивали язык и культуру соседних народов. Более того, армянская культура активно и благотворно влияла на культуру всего региона.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:00

29. Пришедшая в Армению наднациональная христианская церковь превратилась в Армении в типично национальную: с одной стороны, подавляющее большинство армян является приверженцами Армянской Апостольской Церкви, с другой - прихожанами армянской церкви являются только армяне. Возможно, именно это стало причиной того, что в армянской действительности церковь выполняла гораздо более значимую роль, чем это "предписано" собственно религии. Можно сказать, что армянская церковь взвалила на себя все тяготы государствообразующего аппарата, а церковные служители являлись своеобразными государственными чиновниками. При этом в армянской среде понятие "церковь" воспринимается несравнимо шире понятия "духовенство". Духовенство является сословием, в то время как церковь, в условиях падения политической самостоятельности, превратилась в общенациональную и вполне светскую демократическую организацию.

30. Будучи единственной общенациональной организацией в условиях отсутствия государственности, церковь стала символом единства нации и представляла собой ведущую и генеративную силу в постановке и разрешении национальных задач. Церковные иерархи органично трансформировались в полномочных представителей армянского народа на переговорах с представителями иностранных государств, церковные служители зачастую выполняли роль мирового судьи во внутринациональных спорах. Результатом подобной светской и патриотической деятельности церкви стало полное отсутствие антагонизма между нацией и духовенством: армянская церковь в сознании народа отождествлялась с руководством армянского народа, а церковные служители - с самим народом.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Армения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 155

cron