ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Все, кому интересно как живут наши бывшие соотечественники в Армении, общаются здесь.

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:06

69. Необычайное стремление армян к образованию давно замечено и иногда объясняется стремлением представителей народа к полному раскрытию индивидуальных свойств. Наместник царя на Кавказе граф Воронцов-Дашков в опубликованной* докладной записке на имя императора писал: "...как только экономическое положение улучшается, они, ясно сознавая пользу образования, открывают школы и... вносят деньги на их содержание почти безнедоимочно. Армяне охотно посылают детей в школы, а при возможности отдают в гимназии и отправляют в университет. Среди туземного кавказского населения они особо отличаются стремлением к образованию".
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:06

Оставим в стороне мистику, забудем про удивительные свойства солнечного ультрафиолета в армянских горах и подземные вулканы, беспрестанно излучающие жизненную энергию. Стремление к образованию, а затем, после многих грамотных поколений, и удивительная восприимчивость к нему - это настоятельная жизненная необходимость, один из факторов выживания и самосохранения. Грамота является единственным богатством армянской семьи, на которое враг не сможет покуситься.

70. Многочисленным завоевателям Армении была хороша известна любовь армянского народа к книге и образованию. Армянские книги запрещались, они сжигались и рвались. Неграмотные тюркские и монгольские захватчики инстинктивно чувствовали, какое огромное духовное значение имеют для армян книги. Они ясно осознавали, что в Армении книги являются воинами не менее страшными, чем те простые крестьяне, в чьих домах они хранятся. Хромой Тимур (Тамерлан), например, играя на этом чувстве армян, обогащал свою казну. Он брал в плен армянские книги и возвращал их в обмен на значительный выкуп, выкачав таким образом из Армении несметные богатства. "Книга попала в плен", "книга вызволена из плена" - эти выражения, насколько нам известно, существуют лишь в армянском языке. Деньги на вызволение из плена книг собирались всем народом.
Не меньше страха внушали различным завоевателям и грамотные армяне: так в Западной Армении турецкие оккупанты веками запрещали армянские школы, - в Восточной Армении, уже в начале двадцатого века, подобную же политику запрета армянских школ пыталась претворить царская Россия.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:07

71. Армянин с головой, без остатка окунается в любое начинание, имеющее внешне заманчивую оболочку. Это народ-революционер, с тем лишь отличием от общепринятого значения этого слова, что направленность силы его, разрушительной или созидательной, спроецирована на самого себя. Армянский народ первым в мире провозгласил христианство государственной религией, одним из первых породил различного вида ересь, армянские большевики искренне уверовали в бредовые идеи коммунокосмополитизма... Уже в наше время армяне первыми подключились к горбачевской перестройке... Начавшаяся в классической форме национально-освободительная борьба армян чуть ли не сразу выродилась (во всяком случае, в среде псевдоинтеллигентов) в химерическую борьбу за либерал-демократические права человека. Но революционизм армянина заканчивается там, где начинается опасность для национальных устоев или культуры. В этом случае армянин органично трансформируется в консерватора. Приняв христианство, армянин превратился в самого последовательного защитника той его формы, которую проповедовал сам Христос. Армяне - монофизиты и признают в Христе только Бога.

72. Наивная эмоциональная армянская поэтичность не допускает рассудительности, армянин, как правило, не стремится заглядывать в будущее. Армянские политики, плоть от плоти народа, в большинстве своем не способны планировать политическую деятельность на много времени вперед, учитывать долговременные интересы государства, строить работу с учетом возможных региональных и мировых геополитических изменений. С армянином легче договариваться, чем воевать, Сочетание идеального воина и слабого, недальновидного политика нередко приводит армянский народ к сдаче путем переговоров позиций, завоеванных на поле брани ценой огромных усилий и концентрации всех духовных и физических сил нации. "Поразительно несоответствие проявляемых героических усилий с многократно превосходящими силами противников и тех убогих результатов, которыми довольствовались "вожди"
нации"*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:07

73. Огромное влияние на характер армянина оказали география и история страны. Подобно горным хребтам душа его возвышенна, и подобно горам же изранена, изборождена душа его. Армянин не мыслит бескрайними просторами русского человека, душа его стиснута горами, вследствие чего в нем наблюдается постоянная готовность к полной мобилизации духовных и физических сил. Эта особенность армянского народа, нарушая теорию Л. Гумилева, приводит к постоянному наличию в нем достаточного количества пассионариев для поддержания высокого энергетического потенциала нации. Здесь, пожалуй, уместны и повышенное ультрафиолетовое излучение, и подземные вулканы, и многие другие признаки сакральности Армянского нагорья. В истинном армянине со счастливой и удивительной гармоничностью сочетаются абсолютная жертвенность и неистовое, бесшабашное мужество. Подобное сочетание "горючей смеси" с удивительной постоянностью порождает воина, способного на самые героические свершения.

74. У армянина отсутствует присущая русскому человеку надежда на авось, он постоянно в напряжении, вечно в действии. Ему некуда отступать: границы его обитания ограничены. Он обязан быть в вечной готовности к борьбе. Борьба - привычная стихия армянина, сущность его бытия, он отдается борьбе с присущей ему страстью горячего и темпераментного южанина, полностью и без остатка. Он борется против внешних вызовов как природного и климатического характеров, так и этнического, благо, у армянина никогда не было недостатка во врагах. Однако деятельная и активная борьба армянина носит исключительно оборонительный характер, сам он не способен к агрессии, душа его не приемлет насилия. Его жизненная энергия гуманитарно-пацифистского толка. Он не завоеватель, исторически ему не для чего было завоевывать: у армянина всегда была родина, но не было собственного национально-государственного образования, нуждающегося в расширении пространства.

75. У типичного армянина нет наблюдаемого, например, у иранцев обожествления государства. Армянин никогда, даже в наши дни, когда у всего народа царит воодушевление от сознания восстановленного государства, не скажет "мое государство". Он пользуется термином "республика" (Анрапетуцюн - Հանրապետություն), при этом первая часть слова, конечно, на инстиктивном уровне, используется в значении микро, маленький (арм. манра - մանրա). Он - не государственник, все его помыслы направлены не на укрепление государства, а на ублажение земли. Армянские герои - страдальцы, погибающие за правое дело, что традиционно воспринимается как защита народа и церкви от насилия. Родившийся в Армении и в среде армян лозунг - "Кто погибнет, тот предатель" - так и не смог актуализироваться в армянской действительности. Армянин просто не мыслит государственными категория: защита отечества отождествляется у него с обязательно жертвенной защитой народа, очага, священных храмов... Он привязан к родной земле, но эта привязанность зачастую, превосходит преданность к своему государству у других народов.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:08

76. Пословица "где хлеб, там и живи" (Որտեղ հաց՝ այնտեղ կաց), ныне толкуемая в значении "живи там, где сытная жизнь", вне всякого сомнения, первоначально имела другой смысл: "живи там, где (взращенный тобой) хлеб". Императивный характер пословицы не позволяет трактовать ее в качестве совета выбирать для жизни хлебное место. Напротив, та же самая императивность весьма понятна и уместна при призыве к патриотизму. Представляется, что подобная трансформация семантики пословицы в народной этимологии стала возможной в условиях порабощенной тюркскими племенами Армении и отражает условия жизни армянского народа тех времен. Безусловно, новая трактовка пословицы отражала мышление той части населения, которая действительно считала воз можным поиски безопасного или удобного места для жительства. Но и тогда речь в пословице, как нам кажется, шла исключительно об армянской земле. Подтверждением тому является постоянная (если не сказать, вечная) циркуляция большинства армянских беженцев на территории Армянского нагорья.

77. Один из основоположников научной этно графии, немецкий ученый Ф. Ратцель, побывавший в конце XIX века в Армении, отметил, что "армянам, в отличие от грузин, свойственно накопительство"*. Ученый заметил верно: в характере армянина действительно заметна тяга к накопительству. Стремление к накопительству - это следствие влияния двух агрессивных слагаемых: внешней среды и воинствующих соседей. "Климатические условия Армянского Нагорья способствовали акцентации накопительского свойства в характерах людей. Перепад сезонных температур приближается к 80 градусам по Цельсию... Поэтому теплое лето в преддверии данности холодной зимы не оставляет людям иных вариантов, как по особому интенсивно трудиться и копить продукты к зиме"**.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:08

Р. Баренц, кстати, справедливо считает, что ставшее возможным вследствие наличия прибавочного продукта накопительство послужило одной из основных причин прекращения кочевого образа жизни и перехода к оседлому. С другой стороны, накопительство обеспечивало возможность выживания и при набегах инородцев и связанного с этим вынужденного укрывательства мирного, невоюющего населения в горах. Особенность климатических и политических условий жизни армянского народа привела к необходимости не только накопительства, но и создания пищевых продуктов с неопределенно долгим сроком хранения (лаваш, суджух, сухой сыр и т.д.).

78. Армянин - созидатель по натуре. Он строит всегда и везде, даже во время войны, даже если не уверен в том, что враг не разрушит его новый дом. Строительство в сознании армянина - это ратное поле, и именно на этом поле битвы армянин никогда не терпел поражений. "Строительство - высшая и увековечивающая победы форма борьбы армянина", - писал выдающийся армянский полководец, философ и государственный деятель Гарегин Нжде. "Построить лучше, чем было утрачено - таким был исторический девиз армянина"*. Политический деятель, интенсивно и много строящий на армянской земле, всегда может рассчитывать на благосклонность населения. Лишенный государственности, армянин веками старался утвердиться на родной земле строительством церквей, школ и домов, причем построения на новом месте проводятся именно в приведенной последовательности. Жители горных местностей, впрочем, на третьем месте по важности строений числят хлев для домашнего скота, что обусловлено условиями горной жизни, при которых содержание живности является главным условием обеспечения семьи питанием.
____________________
* Г. Нжде, Тюремные записки, (на арм. языке), Ереван, 1993.
____________________

79. Армянин прочно опирается на землю, уходит корнями в глубь ее, в этом он видит смысл жизни, хотя мечты его и душа парят в небесах. Земля - это его святыня, непреходящая ценность, которую он непрестанно холит и лелеет. Дороже земли у армянина нет ничего. Работать на земле любят даже потомственные горожане. Земля для армянина является не только кормильцем, но и опорой, и защитой. Армянин видит в земле не только источник благополучия. Земля - главный и непобедимый воин армянского народа, его мощь и вера, надежда и уверенность в завтрашнем дне (вспомним еще раз предание об Аршаке и Шапухе). Однако любовь к земле у армянина практически не ассоциируется с преданностью и любовью к государству. Это не государственый патриотизм, это любовь к родине, Отечеству. Из уст армянина практически невозможно услышать выражение "мое государство", армянин предпочитает говорить "мое Отечество", или, как в наши дни - "моя республика".
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:08

80. Удивительна и своеобразно жертвенна у армян любовь к детям. Безусловно, многочисленные примеры беззаветной любви к детям легко находимы у любого народа, и отличие армян в этом вопросе состоит не в силе любви и преданности к потомству. Армянин любит ребенка не инстинктивно-биологической любовью (мой ребенок, моя кровинушка), а осознанно, как продолжателя рода, если угодно, защитника родины. Ребенок — общенациональное богатство, символ продолжения жизни, рода, средство пережить всем народом существующие житейские невзгоды. Во время катастрофического землетрясения в Армении в декабре 1988 года эта особенность армянского народа стала полной неожиданностью для коммуно-космополитического руководства Союза ССР, никогда, впрочем, не интересовавшегося особенностями национального характера входивших в Союз народов. Руководство Кремля вознамерилось рассредоточить армянских сирот по остальным республикам страны, и, возможно, не имело при этом никаких дурных помыслов. Однако это намерение чуть было не стало началом серьезного конфликта между армянами и Москвой.

81. В эпосе "Давид Сасунский" Армаган, же на Мгера Старшего, давшая обет сорок лет не пускать мужа на супружеское ложе, после настойчивых уговоров Мгера, подкрепленных авторитетом церковных деятелей, говорит:

Я дверь открою, ты войдешь,
Нарушим клятву мы,
У нас родится сын потом,
Но мы с тобой умрем...

Мгер отвечал жене знаменательными словами:

Пускай нам сына бог пошлет...
И не потухнет наш очаг...
Когда ж умрем -
Сын будет жить за нас,
И снова в нем мы оживем,
И с нами род наш не умрет!

По истечении положенного срока Армаган разрешилась сыном, которого назвали Давид.

И за то, что нарушили клятву,
Оба умерли: Мгер и Армаган*.

____________________
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:08

Они умерли для того, чтобы мог продолжиться срок и смысл их жизни, продолжиться в сыне. Они умерли потому, что "Сын будет жить за нас...", а, значит, продолжать начатое ими дело.

82. Многочисленные набеги различных завоевателей приводили к постоянному наличию в среде армянского народа некоторого количества беженцев. Армянский беженец - тяжелое и трагическое явление в национальной действи тельности. Оторванный от привычной среды обитания, лишенный дома и уюта, он легко теряет такие истинно национальные качества, как трудолюбие, гордость, деловитость. Он живет воспоминаниями, в которых, и это, возможно, естественно, начисто отсутствуют все негативные моменты "добеженской" жизни. В нем, особенно в начальном периоде беженства, трудно распознать типичного армянина. Армянский беженец смиренно принимает подаяния от чужих и соотечественников, апатичен к окружающей жизни, безразличен к собственной судьбе, безропотен к несправедливостям. Подобный коллапс чувств у армянина-беженца способен продлеваться достаточно долго, пока он вновь не почувствует себя хозяином земли.

83. Иначе выглядит армянский беженец на чужбине. Отсутствие непосредственного контакта с Отечеством отрицательно влияет на его национальный иммунитет. Условия "мирной и невоинственной" жизни на чужбине расслабляют армянина. Ему не с чем и не с кем бороться, не от кого защищаться. Он не нуждается в опеке и ему некого опекать. Оторванный от родной земли и привычных условий жизни, армянин, особенно в случае полного отсутствия давления по национальному и религиозному признаку, легко поддается ассимиляции, что помогает его скорейшей адаптации в этнически новых условиях. Наоборот, знакомая и привычная ситуация: давление и преследование по национальным или религиозным признакам, а значит, знакомая, привычная стихия борьбы, вынуждает его надежно укрыться за панцирем удивительно развитого и активно культивируемого национального иммунитета. В этих условиях армянин способен как угодно долго сохранять свою национальную самобытность.

84. Находящийся в подчинении у завоевателей армянин проявляет недюжинные способности к выживанию, направленные на улучшение собственного экономического благополучия. Во времена нахождения части Армении в составе Византии, множество представителей армянского народа становились царями империи. Достаточно "удобно" обустроились армяне в Советском Союзе. Даже в Османской империи, во второй половине XIX века, армяне контролировали 25% промышленности и финансов и 60% внутреннего торгового капитала*. Подобному приспособлению помогает не только широко известный армянский гений торговца и его природная способность к языкам. Армянин с искренним уважением относится к инонациональному собеседнику, его языку, обычаям и культуре, что, естественно, вызывает доверие и чувство признания. У армян напрочь отсутствует чувство языкового шовинизма, глубоко укоренившееся, например, у русских. Проживающие в республиках бывшего СССР русские люди старались говорить только на русском языке, в то время, как армяне, даже в Армении, практически всегда переходили на язык находившегося в компании гостя.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:09

85. Армянин - националист по своей этни ческой и биологической природе. Национализм - его вынужденное (мы никогда не устанем это утвер ждать) жизненное кредо, творческое утверждение, спасительный щит и безопасное укрытие, помогающие сохранить национальную самобытность, способствующий наиболее полному раскрытию и развитию индивидуального народного бытия. "Вследствие потери политической независимости для армянина многими веками роль государства выполнял национализм"*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 12:11

Национализм армянина избирательно-страдальческий, и хотя это совершенно не ожесточает его, он стремится запомнить из собственной истории лишь страницы всенародного горя и страданий. В результате подобной избирательности большинство армян, в том числе людей достаточно образованных, уверовало, что история их страны на протяжении тысячелетий состояла из одних горестей и поражений, что Армения постоянно пребывала под чьим-либо игом. Наиболее часто применямые по отношению к родине эпитеты -"многострадальная" и "сиротка".

86. О победах национального оружия в армянской среде не принято или "неудобно" вспоминать. Между тем армянский народ знавал громкие триумфальные победы, вплоть до того, что, как свидетельствуют римские историки Евтропий и Светоний, в 62 году н. э., после разгрома при Рандее, вторгшиеся в Армению войска римского полководца Цезения Пета "прошли под ярмом" и покинули Армению на самых унизительных условиях. В широких армянских кругах остается малоизвестным тот факт, что в эпоху Септимия Севера (конец II - начало III вв. н. э.) Рим платил дань царю Армении Вагаршу. Не уделяется достаточно внимания громким победам Арташеса Великого, сына Тиграна Великого - Артавазда, армянского спарапета второй половины IY века Мушега Мамиконяна, Смбата Багратуни, Левона II Великого и т.д. и т.д. Зато в памяти армянского народа крепко засели предатели национальных интересов, количество которых абсолютно несоразмерно отведенным на их долю этногигабайтам народной памяти.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Армения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 31

cron