ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Все, кому интересно как живут наши бывшие соотечественники в Армении, общаются здесь.

ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:53

Предисловие

В последнее десятилетие в политической, публицистической, социологической, этнографической, обществоведческой и даже исторической литературе все чаще используются понятия "национальный менталитет", "национальный характер". Быстро вошедший в широкое употребление термин "менталитет" (ментальность) имеет латинское происхождение (лат. теш - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад, темперамент). В социологии и социальной политологии словом "менталитет" принято обозначать совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида, социальной или классовой группы, народа в целом воспринимать мир определенным, характерным для него образом.
Не приходится сомневаться, что менталитет любого народа имеет свою характеристику, настоянную на всей его истории, культуре, обычаях, природных особенностях ареала расселения, общее слагаемое которых становится причиной отличий одного народа от других. В свою очередь менталитет оказывает влияние на те особенности бытия народа, которые в свое время рождали характер народа: историю, культуру, обычаи, устои. Сошлемся на утверждение Л. Гумилева: "Этнос - это коллектив, отличающийся от других стереотипом поведения и противопоставляющий себя всем другим"*. Менталитет нации и есть подмеченный ученым "стереотип поведения".
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:53

Стереотип поведения - довольно устойчивая категория. Например, армянина от азербайджанца можно отличить даже при сравнении того, как они принимают пищу. Речь идет не о сугубо национальных блюдах и не о степени образованности обедающего. Просто принимать пишу у этих народов принято по-разному. Большинство узбеков мужского пола справляют малую нужду на корточках. Непонятно для европейца, необъяснимо, да и не каждый сегодняшний узбек сможет сразу объяснить истоки этой привычки, несомненно носящей в себе бытовую необходимость, связанную с национальной одеждой. Огромное число центральноазиатов умывает лицо одной рукой...
Еще более устойчивой категорией является характер народа. Он вырабатывается в течение веков, и для изменения его также требуются века, хотя и отрицать наличие этого процесса было бы неправильным. Характер армянина, как и русского, иранца или грека конца первого тысячелетия, конечно, не может полностью соответствовать характеру армянина, русского и т.д. современного. Время, условия жизни, опыт и другие составляющие изменили его. Но представители этих народов (как и народ в целом) и в то далекое время отличались от соседей стереотипом поведения и противопоставляли себя всем другим.
Кроме отражения темперамента индивидуума, характер отражает и темперамент его народа. По сути на характер представителя того или иного народа гены его предков влияют в большей степени, чем полученное от родителей воспитание или влияние окружающей среды. Индивидуум - это продолжение народа, в котором он родился и который он продолжит. Его поведенческий стереотип, менталитет, мировоззрение обусловлены характером его народа, всей заложенной в него генной информацией. Чопорный англичанин, меланхоличный араб, угодливый еврей, импульсивный итальянец.., да мало ли прозвищ, живописующих национальный характер, "заслужили" представители разных народов.
Немалое значение для менталитета любого народа имеет и пребывание его в той или иной фазе этногенеза, теория которого разработана опять-таки Л. Гумилевым*. В силу сказанного данное исследование в основных выводах ограничивается рассматриванием и изучением менталитета не только современного армянского народа, но и пережитыми им на протяжении истории изменениями.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:53

Национальный менталитет, или национальный характер формируется на протяжении длительного времени, охватывающего всю историю данного народа, и является движущей силой развития нации. Конкретные, присущие народу черты характера и даже давно замеченный этноспецифичный запах тела (вспомним постоянно упоминаемый в русских сказках "русский дух") складываются в зависимости от его культуры, традиций, географической среды обитания, социальных структур и самым непос-редственым образом влияют на его развитие. "Характер народов, но не ум определяет его развитие в истории... Жизнь народа представляется правильным и фатальным следствием из его психологических черт..."*
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:53

Ментальность, являясь социально-психологическим феноменом, порождает сознание, ориентирует определенный стереотип поведения народа в целом и отдельных личностей, индивидуумов, составляющих собственно национальный монолит, Национальный менталитет - этногенетически запрограммированное восприятие мира, регулирующее мировоззрение народа и влияющее на его поведение.
Небезынтересно отношение представителей западной либеральной идеологии к понятиям "национальный менталитет" и "национальный характер". Господа либералы тщатся доказать отсутствие у народов национального характера и национальной идеологии. Однако эти потуги явно носят искусственный характер. Как иначе объяснить те яростные нападки космополитов-интернационалистов, которым они подвергают любые проявления национального характера. Ведь если нет объекта для нападения, т.е. национального характера, то и борьба с ним становится непонятной. С другой стороны, если нападают, значит - есть на что. Нельзя же предположить, что все "ликвидаторы" национального характера страдают синдромом Дон Кихота. Наконец, перманентно разгорающиеся (и это на протяжении тысячелетий! Л. М.-Ш.) в разных уголках земного шара национальные страсти, постоянные рождения империй и распады их на национальные образования, движения или войны национально-освободительного характера - все перечисленное является отражением именно национальных характера, мышления, менталитета.
Однако отрицающие понятие "национальный менталитет" либерал-космополиты явно лукавят, поскольку прекрасно информированы не только о наличии такового, но и используют его в своих пропагандистских целях. Материалы по изучению национального менталитета, характера используются ими для разработки методов пропаганды американского (западного) образа жизни в тех странах, где стараются жить выработанными собственными культурными ценностями и национальными понятиями о правильном образе жизни. Американский ученый Хонигман, например, видит прикладное значение изучения этнического характера в том, чтобы разработать методы "проникновения в душу" другого народа, что, по его словам, явилось бы большим подспорьем для "межкультурного просвещения", то есть нивелирования национальных культур под единую -западную*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:54

Симптоматичен еще один факт современной западной идеологии: стремление к уничтожению национальных самобытности, идеологии или менталитета направлено практически против всех народов мира, за исключением, пожалуй, одного - еврейского. Мы имеем в виду, в числе прочего, и такое широко распространенное явление, как насильственное внедрение и насаждение неприемлемых для сотен стран религиозных, моральных и иных устоев, а также навязывание чуждого образа жизни посредством теле- и радиокоммуникаций. В этом ряду идеологических оружий, на наш взгляд, наиболее опасным сегодня является весьма удачно (случайно ли?) прозванная "всемирной паутиной" - компьютерная сеть "Интернет", технические возможности которого позволяют оказывать на абонента-пользователя не только культурологическое и идеологическое, но и невро-биологическое воздействие.
Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями целенаправленного и весьма агрессивного наступления на выработанный в течение всей своей истории культурологический иммунитет подвергающихся агрессии народов.
Культурологическим иммунитетом мы называем способность народа сохранять и защищать от чужеродных наслоений свои духовные ценности, язык, устои, обряды, обычаи - свое видение мира. Все народы мира при естественном или искуственном соприкосновении с чужой культурой отбрасывают наносное, неприемлемое для себя, пропуская сквозь веками выработанное собственное "культурологическое сито" лишь то, что не входит в противоречие с их культурой. Но и при этом вновь приобретенное подвергается коррекции и национализируется в такой степени, что известие о его "иностранном" происхождении может статься для отдельного обывателя великим открытием. От степени эффективности "культурологического сита" народа зависит большая или меньшая развитость его культурологического иммунитета.
Интерес политологии к особенностям национального менталитета обусловлен его безусловным влиянием на политическую жизнь, политическую культуру общества. Изучение национального менталитета позволяет с достаточно высокой долей вероятности прогнозировать поведение и реакцию народа при тех или иных социально-политических ситуациях, межэтнических контактах. Знакомство с национальным менталитетом имеет прикладное значение и особенно необходимо для политических деятелей, ибо помогает принимать решения, благоприятно воспринимаемые по крайней мере большей частью населения государства. Национальный менталитет, таким образом, является обобщенной характеристикой всего народа. Разумеется, это в полной мере относится и к индивидам, составным частям народа.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:54

Сказанное вовсе не означает, что знание менталитета народа позволяет с абсолютно безупречной точностью прогнозировать поведение индивидуума в тех или иных случаях. Тем более -его реакцию при различных обстоятельствах. Мировоззренческое "я" отдельного представителя нации практически непредсказуемо, равно как и его характер и темперамент. Однако знакомство с менталитетом народа, безусловно, может способствовать более легкому налаживанию контактов с его отдельным представителем, по возможности избежать прихода в "чужой монастырь со своим уставом".
Национальный менталитет любого народа - продукт менталитета составляющих нацию частей, различных социально-демографических и профессиональных групп: женщин, молодежи, горожан, рабочих, сельчан, интеллигенции, предпринимателей, служащих государственного аппарата и т.д., а также отдельных его представителей. Индивидуальность каждой из этих групп обусловлена различными положениями в экономической и социальной структуре общества, географической средой обитания, образовательными, половозрастными и другими особенностями их представителей. Однако именно мозаичность менталитета подобных внутринациональных групп является определяющим фактором при оценке национального характера. Разнообразие в данном случае - признак характеризующей глубинные черты сознания и поведения народа целостности.
Насколько нам известно, национальный менталитет армянского народа до сих пор, как правило, рассматривался исключительно в художественной и публицистической литературе, хотя актуальность проблемы требует серьезного научного подхода и изучения в политологическом аспекте. Единственные, пожалуй, попытки описания характера армянского народа были предприняты в имеющем исключительное социальное значение труде Гарегина Нжде "Тюремные записки" и небольшой по объему, несколько злой, но изумительной по глубине статье "Армянин" известного армянского писателя Дереника Демирчяна*. Этнографические изыскания И. Канадпева, М. Нейман или А. Величко, на наш взгляд, являются исключительно ангажированными, вследствие чего не могут претендовать на серьезное исследование.
Предпринимаемая попытка рассмотрения темы, таким образом, является своеобразной "вспашкой целины", и уже в силу этого не может претендовать на абсолютную категоричность в выводах. Автор с благодарностью примет замечания и предложения заинтересованного читателя.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:54

По нашему мнению характер любого народа наиболее выпукло отражен в его фольклоре, что и послужило основанием для частого обращения в данном труде к армянскому народному творчеству.
С целью обеспечения возможно более широкого круга читателей для предлагаемого небольшого труда мы максимально детерминизировали eго, хотя подобное приспособление не всегда шло на пользу работе.

Хотелось бы также оговориться, что под понятием "Армения", восстанавливая историческую справедливость и предупреждая реальное будущее, мы рассматриваем все Армянское Нагорье, т.е. историческую территорию этого государства, в том числе и ныне отторгнутую от армянского народа. Армянское Нагорье - Родина армян, та Сакральная Территория, где нашли друг друга и взаимо-оплодотворились армянский Дух и армянский Этнос.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:55

Краткий экскурс в историю
Языческий период

Исторический опыт народа является основой развития его характера. Он фиксирует историю становления национального менталитета и развития внутри- и внешнеполитических отношений нации, ее культуры в различных формах: духовной и идеологической,- архитектурных, литературных, художественных, научных памятниках, политических традициях, обычаях. На основе исторического познания формируется политическое сознание людей, социальная память, утверждается национальный характер, создается и крепнет культурологический иммунитет... История народа, утверждая его характер, в свою очередь зависит от менталитета народа. "Национальный характер содержит в себе зародыш, из которого развивается история нации"*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:55

1. История армянского народа по самым скромным подсчетам насчитывает 4500 лет*, однако, к сожалению, дохристианский период его Художник Мкртыч Тоноянтрудно поддается изучению: принятие христианства в Армении сопровождалось тотальным выкорчевыванием из народа всего языческого, вплоть до сжигания библиотек, разрушения храмов, уничтожения капищ, запретов на обрядовые песни и танцы и т.д. Сегодня сведения о языческом периоде жизни в Армении весьма скупы, и по этой причине выводы о характере армянского народа, сделанные на основе некоторых сохранившихся мифов, преданий, устного народного творчества, нашедших место в отдельных памятниках литературы раннего средневековья, а также сведений о пантеоне армянских языческих богов, до некоторой степени являются условными и могут быть подвергнуты коррекции и уточнениям.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:56

2. Судя по сохранившимся до нашего времени обрывкам античных произведений устного (или все же письменного тоже? Л. М.-Ш.) народного творчества, армянский народ владел великолепно развитой Художник Мкртыч Тоноянхудожественной речью. Упомянутые выше предания, легенды, мифы и сказы красноречиво свидетельствуют об изумительной красоте поэтического мышления народа заложившего основы для "золотого века" армянской литературы, как принято именовать У век н.э. Более того, есть серьезные основания полагать, что истинный (или первый) "золотой век" армянской литературы имел место задолго до принятия Арменией христианства, а взлет творческой мысли Армении Y века - это достаточно удачная попытка восстановления преданных забвению литературно-поэтических и художественных традиций народа. Какими же были люди, создавшие все это литературное великолепие, пронесшие знамя своего государства сквозь тысячелетия истории? Каким был менталитет армянского народа языческого периода, какие особенности национального характера отличали его?
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Армения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 13

cron