ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Все, кому интересно как живут наши бывшие соотечественники в Армении, общаются здесь.

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:56

3. Представляется, что античные армяне были благородным, гордым и воинственным народом, превыше всех благ ставящим защиту отечества и независимость своего государства. Древнейшие богиармянского языческого пантеона, кроме физической силы и собственно "божественного" дара, едва родившись, спешат на защиту родины. Ваагн, один из самых любимых армянских богов, например, родившись в результате совокупления неба, земли, воды и огня, тут же торопится, "бежит" (վազեր) защищать страну от чужеземцев.

В родах было небо, в родах - земля,
В родах было море багряное,
Роды в море имел
И аленький тростничок.
Из горла тростника дым поднимался,
Из горла тростника огонь поднимался,
И из пламени выбегал
Огненнорыжий юноша*.

____________________
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:56

4. По нашему убеждению, народы античного мира, перейдя через этап обожествления природных явлений, а затем и тотемизма, перешли к "очеловечиванию" своих богов: придумывали и создавали себе богов по образу и подобию своему, "передавая" им абсолютную совокупность своих знаний, а также наиболее уважаемых в народе черт характера. Античные армяне создавали богов и придумывали кумиров по веками вырабатывавшимся собственным понятиям идеала, как мужской доблести защитника страны, так и женской красоты, берегини семейного очага. Боги - это люди, такие, какими бы хотели их видеть народные сказители. Это значит, что они являлись олицетворением того идеала, к которому должен стремиться каждый человек. К примеру, главным доблестным поступком обожествленного предка армян - Гайка, совершившего, согласно Мовсесу Хоренаци, множество героических деяний, в памяти и восприятии армянского народа является восстание против жестокого правителя мира, титана и тирана Бела и его убийство на поле брани.

5. Судя по дошедшим до нашего времени обрывкам античных мифов, преданий, песен и легенд, армяне, как, впрочем, и другие народы, наделяли своих богов человеческими качествами. Однако в армянском языческом пантеоне, в отличии от аналогичных пантеонов других народов, отсутствовали божества с отрицательными качествами характера. Боги как "женского", так и "мужского" пола обладали свойствами, способными, да и призванными украсить любого смертного человека. Так, в восприятии армянского народа в понятие женской красоты непременно входили и присущие и даже культивируемые в народной среде скромность и стыдливость: богиня Астхик, например, невзирая на свою божественную недотупность, всякий раз перед купанием в реке Арацани, укрываясь от нескромных взглядов пастухов, окутывала место купания плотной завесой тумана. Согласно этому мифу и возникло название местности Муш.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:56

6. В среде армянского народа домашний очаг являлся одной из национальных святынь. И дело не только в том, что в армянском пантеоне нашла свое место богиня семейного очага - Нане. Скорее, наоборот, наличие богини Нане стало прямым отражением трепетно-уважительного отношения к семье в армянской среде. Семьи в Армении были большими, патриархальными и полностью воссоздавали в миниатюре социальный и политический строй государства. Отношение к семье индивидуума, таким образом, отражало отношение к государству. Народная легенда, сохранившаяся с античного периода, например, рассказывает о царе Ара Прекрасном, который ради сохранения верности семье отказал в любовных притязаниях царице Шамирам (Семирамиде) и решился на войну с могучей Ассирией*. В другом, близком по сюжету, предании повествуется об армянском царе Арта-вазде, оказавшемся в плену у египетской царицы Клеопатры и отвергнувшем ее любовь. Отказавшись предать семью и родину и стать любовником сладострастной царицы, АртавазД предпочел смерть.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:56

7. Один из самых почитаемых царей в истории Армении - Арташес Великий, сохранился в памяти народа как преданнейший патриот своей родины, могучий герой, без устали укрепляющий мощь своей страны. Арташес стал первым армянским царем, задавшимся целью объединить все населенные армянами земли в единое государственное образование. Царь создавал (воссоздавл) государство, используя политику кнута и пряника. "Пряника", судя по всему, было гораздо больше, ибо страна при нем окрепла, а люди стали жить лучше. При Арташесе Армения разбогатела, в стране не осталось невозделанной земли, она вся была ухожена*. Но вот он умирает, и благодарный народ вкладывает в царские уста слова невыразимой грусти прощания не с жизнью, а с родиной (предание об Арташесе и Сатеник). Как по֊ человечески искренен и обаятелен могучий царь, сколько боли и тоски в его предсмертных словах, сколько любви к родине, которой он отдал всю свою жизнь! Арташес не сожалеет о царских палатах, не вспоминает великие победы, он безмерно тоскует, что никогда больше не увидит горячо любимой Армении, страны, которой он отдал, без остатка, всю свою жизненную энергию.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:56

В античном календаре армян Цхани - январь месяц, а Навасард - первый месяц нового года, который начинался 11 августа). Царю Арташесу приятен неповторимый запах дыма очагов родной страны, он вместе со всем народом радуется каждому наступающему новому году. Вряд ли возможно более реалистично и более человечески передать всеобъемлющую, поистине царскую любовь к родине и любовь народа к царю-патриоту. Отметим, что спустя более чем два тысячелетия русский классик, практически дословно повторяя Арташеса, воскликнул: "И дым отечества мне сладок и приятен!"

8. Античные армяне были народом благородным и гостеприимным, что, по всей видимости, исходило из сознания собственного достоинства и силы. Ксенофонт, греческий историк Y века до н. э., был очевидцем отступления десятитысячного греческого войска через Армению к Черному морю, которое описал в своем знаменитом "Анабасисе". По словам историка, греки нашли у армян в большом количестве скот, хлеб, ароматные вина, розовое масло, изюм, стручковые плоды. Много было особого хмельного напитка, вроде пива, который армяне тянули через тростинку. Армяне принимали греков приветливо, снабжали припасами, указывали дорогу. Отметим, что армяне высоко ценили гостеприимство, что подтверждается и тем, что один из эпитетов Аманора - бога первых плодов и Нового года - был Ванатур, т. е. "гостеприимец".
Свидетельство Ксенофонта (а он являлся непосредственным участником описываемых событий) весьма интересно, оно является подтверждением благородства гордых людей, и в мыслях не имевших разгромить отступающее и, вне всякого сомнения, деморализованное войско. Такое, надо сказать, в те времена происходило сплошь и рядом. Однако греки в Армении нашли не только приют, но и безопасность. Подобное гостеприимство могло иметь место лишь в стране, где население не боялось внешней агрессии и было воспитано в традициях национальной демократии. Обратим внимание и на тот примечательный факт, что, согласно тому же Ксенофонту, во главе армянских деревень стоял выборный староста из местных жителей.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:57

9. Национальный характер античного армянского народа, по всей видимости, отличался от современного большей нетерпимостью к представителям других национальностей. Например, в предании об Арташесе и Сатеник, прекрасная и мудрая аланская царевна, став, против собственной воли, женой армянского царя Арташеса, впоследствии, по воле сказителей, изменяет мужу. В этом предании, кстати, образ Сатеник представляет весьма большой интерес. Сказители не могут скрыть своего удивления перед умом и красотой Сатеник (мудра, прекрасноока, нежна, стройна и обаятельна), восхищаются ее мужественной гордостью, неприкрыто любуются ею на поистине царской свадьбе.

Ливмя лилось золото на жениха Арташеса,
Ливмя лился жемчуг на невесту Сатеник*

Однако помня о чужеземном происхождении прекрасной царицы, народ не удерживается от того, чтобы не рассказать (или придумать) о ее порочной любви к обладателю второго престола в Армении Аргаму (в фольклоре - Аргаван). В данном сюжете проявляются и присущие армянскому народу благородство и справедливость: Сатеник не по любви стала женой Арташеса, он ее умыкнул.

И метнув краснокожий аркан с золотым кольцом...
Обхватил стан дочери аланов
И сильную стану нежной царевны боль причинил
Быстро промчав (ее) в свой лагерь*.

____________________
* Мовсес Хоренаци, книга Вторая, гл. 50.
____________________

Что ж, любовь за золото не купишь, и прекрасная аланская царевна, насильно превращенная в армянскую царицу, вовсе не обязана была любить мужа.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:57

10. Присущее в той или иной мере практически всем народам мира стремление к справедливости было необычайно сильно развито у армян. Так, в том же предании об Арташесе и Сатеник, царевич Артавазд, из эгоистичных побуждений зло и несправедливо упрекнувший умершего отца, навечно заточается в скалу.

Ты ушел
И всю страну с собой унес,
Как же мне царствовать на руинах?*

Так обращается завистливый сын к умершему отцу, видя, как в знак преданности и любви к Арташесу подданные принимают на его могиле добровольную смерть. И народ, не пожелавший иметь царем человека, страдающего манией величия и безудержной тягой к славе, проклинает его устами отца.

11. Согласно тому же преданию об Арташес и Сатеник, проклятие умирающего царя сбылось, и Артавазд заточен в скале на горе Арарат. Но если ему удастся освободиться из заточения, то во всем мире воцарятся зло и несправедливость. Интересно и весьма поучительно, что возможное воцарение несправедливости в легенде побеждается трудом. Народные сказители пели о том, как два свирепых пса, в стремлении освободить Артавазда, денно и нощно грызут сковывающие его цепи, однако звон наковален работающих кузнецов вновь укрепляет их. Именно поэтому каждый армянский кузнец обязан в праздничные и воскресные дни три раза ударять молотом по наковальне*. Артавазд не должен обрести свободу: несправедливость, зло не должны вырваться на волю и воцариться в Ойкумене, и уж тем более это не должно произойти вследствие лени армянского труженика
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:57

12. Трудолюбие было одной из особенностей античных армян, сохранившихся и в национальном характере армянина современного. Мы считаем, что трудолюбие того или иного народа в немалой степени зависит от природных условий его среды обитания. В Армении природа никогда "добровольно не кормила" жителей, и добиться каких-либо благ можно было только упорным трудом. Как верно заметил А. Тойнби: "Человек достигает цивилизации не вследствие биологического дарования (наследственности) или легких условий географического окружения, а в ответ на вызов в ситуации особой трудности, воодушевляющей его на беспрецедентное до сих пор усилие"*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:57

Теме труда посвящено множество мифов, преданий и сказок. В одном из древнейших мифов, отрывки которого сохранились благодаря отцу армянской историографии Мовсесу Хоренаци, рассказывается о Вардгесе Мануке, который "выковал-закалил" врата царя Ерванда. Лишь после этого подвига "на трудовом фронте" удостоился он чести жениться на сестре царя. Но и став зятем царя, Вардгес Манук не предался праздной жизни высокопоставленного вельможи, а продолжал трудиться и "застроил местность эту"*.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Re: ЛЕВОН МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН "ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА"

Сообщение Мышк@ 07 янв 2011, 11:57

Еще в начале двадцатого века армянские купцы покупали жертвенное животное на вымененные у трудового человека, чаще всего у кузнеца, деньги. Считалось, что эти деньги чище, и на них более пристало покупать животное, предназначенное в жертву Всевышнему.

13. По всей видимости, армянский народ высоко ценил телесную красоту, но не придавал ей решающего значения. Внешняя красота являлась не признаком душевной и телесной гармонии, как это считалось, скажем, у персов, а лишь желательным дополнительным фактором, призванным украсить красоту душевную. Внешне прекрасная ассирийская царица Шамирам (Семирамида), например, представлена в народной легенде олицетворением похоти, злых колдовских чар. С другой стороны, одним из любимых божеств армянского народа был огромный добрый титан неимоверной силы: имеющий "хрупкое сердце", но уродливую внешность Торк Ангех. Это, однако, не означает, что античные армяне не умели ценить прекрасное, красоту. Достаточно лишь взглянуть на фотографии (к сожалению - только фотографии) великолепных гигантских статуй армянских богов, сохранившихся на горе Немруд в Коммагене, в которых сила и могущество естественно сочетаются с пленительным идеалом красоты армянского типа лица. Просто для определения понятия "красота" основным критерием у античных армян служили благородство, искренность, мужество и справедливость, т. е. красота внутренняя, душевная. Красота телесная, и это естественно, являлась желанной, но не имела определяющего значения.
Аватар пользователя
Мышк@
 
Сообщений: 616
Зарегистрирован: 04 янв 2011, 18:30

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Армения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 40

cron