87. Избирательная фрагментарность генетической и исторической памяти армянского народа не могла не оказать влияния на его отношение к другим народам. Почти в каждом из них армянин видит объект, нуждающийся в спасении. При этом для претворения этой благородной цели армянин способен на самые героические поступки, вплоть до самопожертвования. Армянский национализм планетарного, вселенского масштаба, однако он существенно отличается от либерал-космополитизма ярко выраженной, но совершенно не эгоистичной армяноцентричностью. В этом психологическом феномене заключается присущее лишь армянину удивительное национальное своеобразие национализма. Мы все - один народ, только мы армяне, хотя и ничем не отличаемся от всех. Выработавшийся в течение многих веков национализм у армянского народа несет в себе позитивное начало до тех пор, пока не переходит в биологическое отрицание представителей других национальностей, что объективно способствует национальной замкнутости и изоляции.
88. С другой стороны, примитивный и провинциальный армянский национализм нередко способен перерасти до полного отрицания возможности комплиментарного сосуществования с представителем любой другой национальности, что существенно обедняет народ. В таком случае армянский национализм легко трансформируется в национальное чванство, вплоть до отрицания наличия каких-либо достоинств или выдающихся людей среди представителей других национальностей: вопросом престижа зачастую становится поиск армянских корней у знаменитых деятелей разных народов. В этой широко распространенной болезни армянин не знает удержу, "находя" армян среди гениев всех народов. Подобные поиски иногда оформляются в виде широко рекламируемых (и, надо сказать, весьма популярных в народной среде) "научных" трудов, основная цель которых, по всей видимости, это "доказать" исключительность армянского народа.
89. Однако наряду с национализмом в армянине органично уживается постоянное стремление видеть в соседях нечто позитивное, и даже находить "оправдания" для совершенных против него в прошлом преступлений. Армянский народ коммуникабелен, он не только легко адаптируется в инонациональной среде, но и постоянно создает благоприятное поле взаимодействия с соседними народами. Армянин не злопамятен, он чувствует потребность оправдать насилие над собой, "понять" совершенные против него преступления. Он легко забывает прошлые обиды, всегда готов подружиться с тем, кто еще вчера проливал его кровь. Лишь учиненный в Османской (Турецкой) империи над армянами страшный геноцид продолжает оставаться незаживающей раной в душе практически каждого представителя народа.