Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Все, кому интересно как живут наши бывшие соотечественники в Армении, общаются здесь.

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:25

Объяснений тому можно найти несколько, в основном частных (социально-культурные особенности состава общины, стереотипическое восприятие сим волов и практик армянской идентичности, например), но есть и глобальные соображения, связанные с принципиально схожим по своей сути характером фундаментальных и нативистских религиозных движений, к которым можно отнести и христианство как в целом, так и в частных его проявлениях. Идеология и практики подобных движений стремятся к линейному восприятию жизни с утопическим или эсхатологическим видением будущего (Eisenstadt 2000: 11), что характерно и для армянского неоязычества с его утопическим видением будущего нации, по-
строенного по модели «утерянного» рая. Очевидно, что «низовые» религиозные практики не несут в себе этого пафоса, не обладают идеологическим потенциалом, способным поддержать это видение.
Я подчеркиваю, что речь идет именно об армянском случае. Не имея доста-точно материала по другим неоязыческим ритуальным комплексам, я не берусь обобщать, тем более что предполагаю, что есть и другие варианты. Например, «возрождение» архаических шаманских практик в Европе или Америке (в отличие от явлений неошаманизма в постсоветской России, тоже не всегда однозначных48), имея в ряде случаев подтекст поисков национальной и культурной идентичности (например, это сильно выражено у венгров: Хоппал 1995: 256–257), воспринимается адептами в другой культурной плоскости — с целью «возвращения» из духовного тупика современного потребительского общества, приближения его
к природному, естественному, здоровому архаическому началу, тоже в принципе к «утерянному» раю (см. об этом McKenna 1992). Иногда это связано с культурой «антиструктуры», например хиппи (Lindquist 2000: 216–217). Однако индивидуализм современного общества вынуждает стремиться не столько к коллективным формам духовного возрождения и спасения, сколько к поиску индивидуального пути для каждого члена группы, зачастую не имеющей общей национальной, культурной, религиозной или этнической идентичности.
Чем же является армянское неоязычество в восприятии его адептов? Религией, идеологией или игрой? Видимо, всем вместе. Наличие сильного идеологического или игрового компонента не исключает серьезности восприятия неоязыче- ства в качестве в первую очередь религиозной системы, как это делают сами неоязычники. И этот симбиоз, судя по всему, вообще характерен для современных религиозных течений, как новых, так и трансформированных традиционных. Достаточно вспомнить об усилении театрально-игровых элементов в религиозных практиках протестанских течений и сект или акценте на идеологии в фундаменталистских религиозных движениях, идущем бок о бок с религиозным возрождением (Beeman 2001).
Тем не менее исследование подобных современных религиозных явлений, на мой взгляд, может способствовать пониманию истоков религии вообще, так же как исследование примитивных религий мыслилось антропологами конца XIX — начала XX века ключом к пониманию современных религиозных систем.
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:26

1 Интересно, что были предприняты и попытки поместить армянские дохристианские культы в рамки философско-мистической системы, в частности — упомянутым в разделе «Земля предков» Александром Варпетяном (см. ниже), но они не имели большого успеха.

2 Этим занят, например, Фонд шаманских исследований Майкла Харнера (www.shamanism.org).

3 Как заметил Виктор Шнирельман (1998), среди народов, исповедующих ислам, неоязычество не отмечено.

4 Как объяснил жрец Зограб, первоначально вместо «arordi» предполагалось использовать в качестве самоназвания слово «arevordi» как историческое название язычников, дословно: дитя (сын) солнца, но данный перевод не передает истинного смысла (дети Ари, см. об этом ниже), поэтому и пришлось предпочесть ему название «arordi». Называя себя «arordi», неоязычники не отказываются и от термина «hetanos» («язычник»), так как это слово происходит от древнегреческого «этнос», что вполне сообразуется с их идеологическими установками, как станет ясно ниже. Армянское слово «ukht» в первую очередь означает «обет». Однако в настоящем контексте оно точнее переводится как «орден».

5 В данном случае высылка из страны выглядела как попытка спасти его от ареста. Как рассказывали родные, ему даже посоветовали не менять гражданства, чтобы он мог вернуться, как только ситуация в СССР изменится.

6 Нжде прежде всего известен как крупный военный и политический деятель, однако затронуть эти аспекты его личности и биографии в контексте его националистических теорий в данной статье не позволяет ее объем. Я попыталась разработать эту тему детальнее в другой статье (Антонян 2007).

7 После смерти Слака ни один из его сыновей не изъявил готовности стать верховным жрецом, поэтому было решено ждать совершеннолетия внука (этот сан наследственный). Между тем общиной стал управлять Совет жрецов, в функции которого входит организация отправления ритуального цикла, жизнедеятельности общины и информационная работа с общественностью.

8 Нынешний состав Республиканской партии в целом далек от неоязычества, но покойный премьер-министр Армении Андраник Маргарян относился к числу симпатизирующих этому движению, и с его финансовой помощью был опубликован «Ухтагирк» и поставлена
каменная стела-родник в память Слака Какосяна на территории храмового комплекса Гарни. С его смертью неоязычники фактически лишились этой финансовой подпитки, хотя для проведения празднеств имеют поддержку на уровне муниципалитетов, что связано скорее с идеей привлечения дополнительного внимания к общине и развития туристического интереса. (Хочу оговорить, что, затрагивая политический контекст анализируемого
явления, я воздерживаюсь от каких-либо его оценок по политическим или моральнонравственным критериям, так как считаю, что это вне моей профессиональной компетентности.)

9 Земляческие сообщества в Армении организовны по областям исторической Армении (землячествa васпураканских армян, армян Гардманка и другие), занимаются в основном выявлением и сохранением этнокультурных особенностей и истории той или иной этно-
графической группы армян, а иногда, если это возможно физически, организуют паломничества на территорию своей исторической родины.

10 Как писал Макс Вебер, «христианство было вначале учением странствующих ремесленников, специфически городской религией по своему характеру» (Вебер 1994: 45).
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:28

11 Я использую слово «крещение», потому что это принятый эквивалент армянского слова «knunq», употребляемого и в христианском ритуале. В отличие от русского «крещения» «knunq» происходит не от слова «крест», а от слова «печать», поэтому неоязычники считают возможным заимствование или, как они говорят, «возвращение» этого термина.

12 Абовян — второе после Еревана «гнездо» неоязычников, благодаря действующей там партии Армянский арийский орден, глава и ряд членов которой тоже неоязычники.

13 Этим, вероятно, объясняется тот факт, что среди неоязычников мне не удалось обнаружить ни одного, кто был бы ранее связан с иными религиозными течениями протестантского толка (или «сектами», как их иногда называют в Армении), появишимися в стране после
обретения независимости. Новообращенные протестанты имели совершенно иную мотивацию, нежели поиск новой национальной идентичности.

14 Культ Нжде в среде неоязычников развивается медленно, но верно (см. об этом Антонян 2007). Одно из последних проявлений этого культа — совмещение дня рождения Нжде (по счастливой случайности, он действительно родился 1 января) с празднованием Нового года, а дня рождения учения Tseghakron — с 14 января (Старый Новый год). По этому
поводу один из язычников распространил в Интернете (Живом журнале) открытку, в центре которой новогодняя елка, по левую сторону от нее — Гарегин Нжде, а по правую — метафорическое изображение его учения (см. http://arevxach.livejournal.com/46913.html, прочитано 25 января 2009 года).

15 Tiar — по-древнеармянски «господин, хозяин». В современном армянском это слово звучит как «ter» и используется в значении «хозяин», но употребляется и в обращении к христианскому священнику, вроде русского «батюшка»

16 См. http://vahagnakanch.wordpress.com/ (последний просмотр 30 января 2010 года).

17 Здесь, конечно, играют роль еще и антипатии ААЦ к протестантским религиозным направлениям как к серьезным соперникам, гораздо более сильные, чем антипатии к неоязычеству, которое пока для них реальной угрозы не представляет.

18 Объявление о решении принять свастику в качестве символа этнографического общества сопровождалось научной статьей о свастике за авторством Аветиса Езекяна (Езекян 1908: 142–153).

19 Например, в 1934 году в Потсдаме (Германия) вышел сборник работ армянских и немецких авторов под названием «Армянство-Арийство» (Armeniertum, Ariertum / Ariutiun — Haykakanutiun). Недавно вышло его факсимильное издание (Армянство-Арийство, Ереван, 2001). Уже упомянутый Гайк Асатрян издал в 1942 году свою работу «Армения — преддверие арийства в Передней Азии» (Асатрян 2004).

20 Так назывались народные сборники гаданий, сонников, магических таблиц, бывшие в ходу в армянских семьях в конце XIX — начале XX века.

21 Подробнее об армяно-арийском дискурсе см. Антонян 2008: 23–30.

22 Эту идею Слак Какосян озвучил и в интервью телевизионному каналу «Ар», развивая тезис о том, что на чужбине арийцы-армяне теряют свои исконные черты (и арийский дух) и деградируют либо направляют энергию, полученную на родине, в отрицательное русло (речь
шла о недавних эмигрантах из Армении). За предоставление записи этого интервью я признательна Левону Абрамяну.

23 Схожие представления присутствуют и среди неоязычников других стран (Шнирельман 1998).

24 Я не останавливаюсь подробно на теме антисемитизма в связи с арийским мифом. Вопервых, потому что это более обширная тема, выходящая за рамки неоязычества, а во-вторых, потому что считаю: антисемитизм является скорее сопутствующей чертой идеологии
армянского неоязычества, нежели характерным ее элементом.
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:29

25 Интересно, что далеко не все неоязычники однозначно отвергают христианство. Некоторые признают положительную роль этой религии в сохранении армянской нации, утверждая, что это произошло потому, что армянский вариант христианства — особый, он тесно сроднился с менталитетом армян, перенял языческие ритуал и символику, стал духовно
близок армянам. Поэтому, например, глава Армяно-арийского союза Армен Аветисян даже предлагал создание некой компромиссной, переходной религиозной системы — ариохристианства (Аветисян 2005), хотя впоследствии отказался от этой идеи (информация получена в устной беседе с Зограбом Петросяном).

26 В отличие от русских или украинских неоязычников (Шнирельман 1998), армянам не нужно выдумывать историю языческой Армении, ее достаточно упростить и схематизировать.

27 Нечто подобное — мифологию и руководство по ритуалу — под названием «Церокслис» создал и основатель латышских неоязычников Эрнестс Брастыньш (Рыжакова 1999).

28 От этого корня в армянском языке происходят слова, производные от значений «род», «этнос» — azg, azgutiun.

29 Одна из таких теорий была издана недавно на русском языке (Хачатрян 2005).

30 Вишап по-армянски означает «дракон, змей». Он присутствует в армянской мифологии, но не в статусе божества, а виде чудовища, с которым борется Ваагн (которое, конечно, восходит к хтоническому Вритре индоиранской мифологии).

31 Интересно, что известный фольклорист Саркис Арутюнян не так давно издал для детей
«Армянскую мифологию» (Арутюнян 2004) — собрание переложенных в художественной прозе мифологических сюжетов армянской мифологии, сохранившихся или реконструированных.

32 Празднование Навасарда в августе в качестве одного из самых ярких и массовых языче-
ских праздников упоминается в источниках V века. Впоследствии этот праздник под тем же названием был перенесен на ноябрь и приурочен к окончанию сезона пастьбы. Он справлялся как альтернативный Новый год еще в первой четверти XX века. См. об этом: Харатян-Аракелян 2005: 249–250.

33 Гохтн — одна из областей исторической Армении, включала часть территории современной Нахичеванской автономии Азербайджана по левому берегу реки Аракс. Славилась своими бардами, о чем имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци и во многих других источниках.

34 Эта структура замечательно изложена в книге Джозефа Кемпбелла (1997). Вряд ли Слак Какосян был знаком с этой книгой, так что Кемпбелл был бы польщен, увидев, как четко сработала последовательность выведенных им мифологем в процессе мифотворчества неоязычников.

35 Ухтагирк издавался дважды, в 1988 году, сразу по написании, и в 2005.

36 «Старые боги» — название пьесы Левона Шанта, армянского драматурга конца XIX века.

37 Языческая тематика была очень популярна у поэтов и писателей конца XIX века (Даниэл Варужан, Левон Шант и другие) и первой половины XX века (Наири Зарьян, Костан Зарьян, Паруйр Севак и другие). Об истоках языческой поэтики Варужана см. Варданян 2006: 79–104.

38 Змееборческий мотив в мифологии, связанной с Ваагном, не выдуман Какосяном. Ваагн Вишапоборец (так он фигурирует в источниках) лингвистически и функционально связан с индийским Вритраханом и авестийским Веретрагной — ипостасью Индры, побеждающего дракона Вритру.

39 Издание календарей имеет особое значение для неоязычников, которые используют древнеармянское летоисчисление.
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:29

40 Основным символом неоязычников вообще-то является свастика («керхач»). Но из нежелания быть обвиненными в нацизме они отказались от свастики как символа обращенности в неоязычество в пользу розетки.

41 Интересно, что церемония открытия проводимого в Ереване (в июле 2006 года) третьего международного кинофестиваля «Золотой абрикос» также включала ритуал освящения абрикоса, но уже христианскими священниками, а в церемонию четвертого «Золотого абрикоса» (в июле 2007 года) было введено «древо желания», то есть тоже абрикосовое
дерево, на которое участники кинофестиваля повязывали ленточки с названиями своих фильмов, желая им таким образом победы. Фактически абрикос (который на латыни называется prunus armeniaca, то есть армянская слива) вместе с уже «раскрученным» гранатом становится еще одним символом армянской идентичности и одновременно «фишкой» для туристов.

42 Традиционно во время Вардавара освящаются яблоки (на этот факт мое внимание обратила моя коллега, этнолог Гаяне Шагоян).

43 Неосознанное копирование советского прошлого вообще характерно для большинства неорелигиозных общин. Это же явление в отношении к реконструированным верованиям и практикам народов Сибири и Алтая Валентина Харитонова назвала «профсоюзным шаманизмом» (Харитонова 2006: 156).

44 Вардавар вообще в городской среде многими воспринимается как детский праздник, дети обычно так и говорят — «играть в Вардавар», то есть весело обливать себя и прохожих водой.

45 О гендерном распределении в Системе см. Щепанская 2004: 181–187.

46 Следует оговорить, что я всегда просила своего мужа сопровождать меня на эти встречи. Это, во-первых, резко поднимало мой статус. Во-вторых, будучи по природе общительным, он сразу установил дружеские отношения со жрецами, что устранило множество барьеров в общении и для меня.

47 Об изобретенной традиции см. Hobsbawm 2003. 48 О механизмах «возрождения» сибирского шаманства см. Харитонова 2006.
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:30

БИБЛИОГРАФИЯ

Абрамян, Л.А., Г.А. Шагоян. 2002. Динамика праздника: структура, гиперструктура, антиструктура // Этнографическое обозрение 2: 37–47.

Вебер, Макс. 1994. Хозяйственная этика мировых религий // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юристъ: 43–77.

Гамкрелидзе, Т.В., Вяч.Вс. Иванов. 1984. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета.

Кемпбелл, Джозеф. 1997. Тысячеликий герой. Киев: Рефл-бук; М.: АСТ; Рефл-бук.

Рыжакова, С.И. 1999. Dievturiba. Латышское неоязычество и истоки национализма // Исследования по прикладной и неотложной этнологии, No. 121. М.: Институт этнологии и антропологии РАН.

Харитонова, В.И. 2006. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука.

Хачатрян, Ваге. 2005. Проект «Орион». М.: Диля.

Хоппал, Михай. 1995. Следы шаманизма в венгерских народных верованиях. Шаманизм и ранние религиозные представления // Этнологические исследования по шаманству и иным
ранним верованиям и практикам. Т. 1. М.: Институт этнологии и антропологии РАН: 255–265.

Хоренаци, Мовсес. 1990. История Армении / Пер. с древнеарм. яз. на рус., введение и примечания Г. Саркисяна, ред. С. Аревшатян. Ереван: Айастан.

Шнирельман, В.А. 1998. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал / Исследования по прикладной и неотложной этнологии 114. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. http://iea.ras.ru/lib/neotl/0711200262247.htm.

Шнирельман, Виктор. 2001. Тоска по арийству. Мифы русского неоязычества // НГ-Религии 31.01.2001, http://religion.ng.ru/printed/world/2001-01-31/7_ari... (прочитано 13 января 2010 года).

Щепанская, Татьяна. 2004. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ.

Abrahamian, Levon. 2001. The Artisan: Traditional Figure and Contemporary Functions. Pp. 261–269 in: Armenian Folk Arts, Culture, and Identity. Edited by Levon Abrahamian and Nancy Sweezy. Bloomington: Indiana University Press.

Antonyan, Yulia. 2007. Inchpes e herose darnum Astvatz. Garegin Nzhdehe ev hay nor hetanosnere // Hay azgagrutian ev hnagitutian khndirnere 3. Erevan: HH GA Hnagitutian ev Azgagrutian Institut: 220–228 [Как Герой становится Богом: Гарегин Нжде и армянские неоязычники].

Antonyan, Yulia. 2008. Ariakan Araspele ev hay nor hetanosnere // Inqnutiune ev popokhogh ashkharhe, mijazgayin gitazhoghovi nyuteri zhoghovatzu. Erevan: Lingva. [Арийский миф и армянское неоязычество].

Asatryan, Hayk. 2004. Hayastan — ariakan naxadirq’ Arajavor Asiayum. Erevan: Amaras: 179–391. [Армения — преддверие арийства в Передней Азии].

Avetisyan, Armen. 2005. Hay azgaynakani mtqer. Erevan: Hay Ariakan Miabanutian hratarakchutiun. [Мысли армянского националиста].

Beeman, William O. 2001. Fighting the Good Fight: Fundamentalism and Religious Revival // Anthropology for the Real World / Edited by J. MacClancy. Chicago: University of Chicago Press: 129–144.

Eisenstadt, S. N. 2000. The Resurgence of Religious Movements in Processes of Globalization: Beyond the End of History and Clash of Civilizations // Managing Religious Diversity in a Global Context. International Journal on Multicultural Societies 2 (1): 4–15.

Ezekyan, Avetis. 1908. Svastika //Azgagrakan Handes, XVII. Tifl is: Hayots Azgagrakan enkerutian
hratarakutiun. [Свастика].

Harutyunyan, Sargis. 2004. Hin Hayastani Vipashkharh, Erevan: Arevik. [Мифы и легенды Древней Армении].
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение n1kk0 10 янв 2011, 00:30

Haykakanutiun-Ariakanutiun. 2001 (1934). Erevan: Printinfo. [Армянство-Арийство, сборник статей, пер. с немецкого издания 1934 года.]

Hobsbawm, Eric. 2003. Introduction: Inventing Traditions // Hobsbawm, Eric, and Terence Ranger (eds). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press: 1–14.

Kharatyan-Araqelyan, Hranush. 2005. Hay zhoghovrdakan tonere. Erevan: Zangak 97. [Армянские народные праздники].

Lalayan, Ervand. 1908. Tzanotagrutiun /A. Ezekyani hodvatzi veraberial/ // Azgagrakan Handes, XVII. Tifl is: Hayots Azgagrakan enkerutian hratarakutiun. [Заметки (к статье А. Езекяна)].

Lehman, David. 1998. Fundamentalism and Globalism // Third World Quarterly 19(1): 607–634.

Lindquist, Galina. 2000. Neo-Shamanism in Contemporary Sweden (Shaman Life-Stories and the Logic of Contingency) // Шаманский дар. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям. Т. 6. М.: Институт этнологии и антропологии РАН: 205–222.

McKenna, Terence. 1992. Food of the Gods: The Search for the Original Tree of Knowledge. A Radical History of Plants, Drugs, and Human Evolution. New York; Toronto et al.: Bantam Books.

Nzhdeh, Garegin. 2006. Hatentir. Erevan: Amaras. [Избранное].

Ukhtagirq. 2005. Erevan. [Ухтагирк].

Vardanyan, Xachatur. 2006. Daniel Varuzhane ev “grakan hetanosutiune”. Erevan: Erevani Hamalsa-rani Hratarakutiun. [Даниэл Варужан и “литературное язычество”].

Varpetyan, Aleqsandr. 1993. Inqnutiun. Erevan: Eutiun. [Идентичность].
Аватар пользователя
n1kk0
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 07 янв 2011, 06:13

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение GEOIINSPECTION 10 янв 2011, 00:37

Я не в одном месте не оскорбил их! но свой вопрос я повторю -Давид как празднуется день рождение одного из языческих Армянских богов?что делают в этот день? как его праздновали предки?
Аватар пользователя
GEOIINSPECTION
 
Сообщений: 180
Зарегистрирован: 02 янв 2011, 06:34

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение natworld 10 янв 2011, 02:57

Максим спасибо большое!
Аватар пользователя
natworld
 
Сообщений: 119
Зарегистрирован: 08 янв 2011, 12:12

Re: Всех Армян поздравляю с днем рождения Бога Михра!

Сообщение Завирин Владислав 10 янв 2011, 03:13

Дав я верно понимаю что 25/12 в дохристианскую эпоху тоже праздновался как день возрождения Бога ?
Аватар пользователя
Завирин Владислав
 
Сообщений: 957
Зарегистрирован: 03 янв 2011, 15:16

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в Армения

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 96