Уважаемые друзья, данную тему я, прежде всего, хочу озвучить для армян, проживающих в России. Вот уже прошло несколько веков, когда Петр Великий пригласил армянский народ строить и созидать российскую империю. Тогда в прошлом армянские поселения начинали воздвигать храмы Армянской Апостольской Церкви, поскольку для наших предков было немыслимо проживать на территории России без своей веры. Многие могут сейчас возразить что вера то у нас одна, в какой - то степени да, но видать в отличие от нас наши прародители разницу видели лучше.
Тогда армянская диаспора проживала сплоченно и компактно, редкими были случаи перехода чад ААЦ в лоно РПЦ, исключение составляли люди, находившиеся на службе у государя. В простых семьях царил, традиционный уклад и все было на своем месте. Но вернемся в наше время и посмотрим со стороны на современную диаспору в своем большинстве, что она представляет сейчас из себя? Нынешние армяне по названию это люди, занимающиеся в основном бизнесом начиная от пошива обуви, заканчивая крупными кампаниями и производствами. Это люди, которые умеют целыми днями играть в нарды и пить зерновой кофе. Это люди, которые раз в месяц собираются на хаш и другие местечковые события. Это люди, которые сохранили имитацию армянских танцев на свадьбах и днях рождений. Обряд матаха в его самом искаженном виде давно укоренился в их сознании, и является лишним поводом для сборища.
Среди подобного «армянского» сознания очень трудно вести разговор о главном. Многие находят себе «достойное» оправдание, что нечего строить церкви на чужбине надо созидать на исторической родине. А другим ровным счетом все равно, потому что своих детей они уже окрестили не далеко от дома, да и впрочем, какая разница, где крестить?
Посмотрите друзья, вопрос состоит всего лишь в разнице, которую мы уже не видим. Имеющие уши оглохли, и видящие глазами ослепли. Да сегодня и католичество и греко - православие нам активно внушает эту мысль, какая разница? А раз нету разницы, зачем существуют традиции и обычаи русской церкви, зачем в разных странах мессы проводятся на родном языке, а не на латинском какая разница? Видать все-таки она существует, раз в каждом здоровом народе возникает насущная проблема принятия христианских истин и догматов путем национального самосознания. Несмотря на греко – православность РПЦ она все же отличается от современной греческой церкви и почему-то не с распростертыми объятиями приняла их уклад жизни и традиции.
В состав необъятной России входят множество мелких народностей и многие из них уже давно потеряли свой быт и уникальность.
Отличительными характеристиками обладают всего лишь башикиры и татары, других же, несмотря на название давно культурно подмяли. В религиозном плане исключение можно сделать чувашскому народу, который в большинстве своих приходов ведет службы на родном языке и уже не малые книги переведены на чувашский. Данный народ принял веру от русских, но при этом сохранил национальное самосознание, что вызывает уважение.
Ну ладно вернемся к нашим армянам! Генетическая память нашего народа все же сильна и иногда в небольшой разумной части просыпается здравый смысл. И вот благодаря усердию единиц происходит колоссальная работа, чтобы родной народ не пришел в забвение и упадок. Таких людей я называю армянами по призванию, которые начинают воздвигать храмы и культурные центры с изучением истории и родного языка. Данные люди день и ночь не оставляют мысли о своем народе, они ревниво относятся к межнациональным бракам. Ревность выражается не в ненависти к другим народам, а прежде всего в потери своей крови. Они щедро жертвует на исторические святыни своей родины, и помогают бедным соотечественникам в их нуждах. Они живут надеждой, что в старости будут доживать свой век на родной стороне. Дай Бог таким людям сил и здоровья для претворения в жизнь намеченных целей.
Считаю, что все мы должны стремиться к тому, чтобы стать армянами по призванию, а для этого необходимо хотя бы в переводе на русский язык выучить свою историю и традиции.